Логунова Алена
Информационно — творческий проект для детей 6–7 лет «Наследие Кузбасса»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
"Кузбасс, Ты маленькое сердце
На карте Родины большой
Ты край добытчиков, умельцев
С сибирской щедрою душой"
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о нравственности и патриотизме. Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному краю, городу играет огромную роль в становлении личности ребёнка.
Темочки:
- Кемеровская область. Кузбасс
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2023
Очень важно приобщить детей к культуре своего народа, поскольку обращение к этическому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Любовь в отчизне начинается с любви к своей малой родине, к месту, где родился человек. Поэтому детям необходимо знать и учить культуру свих предков.
Начиная с дошкольного возраста, дети испытывают дефицит знаний о родной земле, стране, особенностях русских традиций. Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотичного воспитания. Поэтому одним из центральных направлений в работе с детьми становится нравственно-патриотическое воспитание.
Научить ребенка чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает его с детства - одна из главных задач педагогов, родителей.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Если в воспитательно – образовательную работу ввести тематические конспекты по расширению знаний детей о Кузбассе, беседы, презентации о родном городе, крае, то это позволит повысить знания детей в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма. Таким образом, цель проекта: формирование у детей знаний о родном крае, городе.
Задачи:
1. Повысить знания детей о культуре родного края.
2. Сформировать представления об истории возникновения Кузбасса.
3. Организовать работу детского сада и семьи по развитию у дошкольников любви к родному краю в различных видах деятельности.
4. Воспитывать у детей чувства прекрасного к традициям, богатствам и достижениям Кузбасса.
5. Воспитывать патриотизм, чувства уважения к своей малой родине, бережное отношение ко всему, что нас окружает, стремление сделать свой край богаче и краше.
Сроки реализации проекта: 1 месяц.
Участники проекта: воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.
Вид проекта: информационно – творческий, групповой, краткосрочный
Педагогическая целесообразность проекта состоит в том, что нравственно-патриотическое воспитание детей 6-7 лет является одной из важнейших и основных задач дошкольного образовательного учреждения и эту работу необходимо начинать как можно раньше. Внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения регионального компонента даст детям возможность получить первоначальные представления основ региональной истории, культуры на основе проектной деятельности. Будет способствовать развитию интереса к малой родине, ее культурно-историческим и природным особенностям и ценностям.
Новизна выбранной темы в постановки самой проблемы. Недостаточные знания детей об истории родного края, культурных ценностях, природных богатствах Кузбасса. Решение данной проблемы в дошкольном возрасте у детей 6-7 лет видится, прежде всего, в нравственно-патриотическом воспитании в целом. В проекте обосновано и практически доказано, что в ходе реализации проекта у воспитанников формируется устойчивый интерес к ознакомлению с историей, культурой, природой и особенностями родного края через организацию проектной деятельности с детьми и родителями.
Инновационная идея проекта заключается в разработке перспективного плана работы и его реализация по формированию у дошкольников нравственно – патриотических чувств, посредством использования разнообразных методов и приемов, а также разработки модели взаимодействия с родителями воспитанников, организация которой строится на основе осуществления непрерывности и преемственности, аккумулирования и интегрирования программ, педагогических технологий в воспитательно - образовательном процессе.
Основные принципы для реализации проекта:
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов проекта является ее научность, построенная на основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательно – образовательной деятельности и реализуется через такие формы как:
-создание предметно – развивающей среды по нравственно – патриотическому воспитанию, по теме «Наследие Кузбасса»;
- тематические занятия;
- беседы;
- оформление групповых информационных стендов;
- изготовление наглядности;
- взаимодействие с родителями.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
2 этап – практический
3 этап – заключительный
Механизм реализации проекта
1. Разработка системы организационных мероприятий, направленных на реализацию перспективного планирования по развитию нравственно – патриотического воспитания у дошкольников.
2. Осуществление постоянного мониторинга сформированности нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
3. Создание условий и предметно – развивающей среды, способствующих формированию нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
4. Организация и проведение занятий, открытых мероприятий;
5. Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам нравственно- патриотического воспитания.
6. Разработка практических материалов для реализации
проекта.
Краткое описание проекта
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Для того, чтобы организовать процесс обучения по нравственно – патриотическому воспитанию, педагогу необходимо реализовать ряд задач, готовность к решению которых определяет его профессиональную компетентность. Успешность работы возможна в том случае, если он понимает, каким должен быть результат данного процесса.
В подготовительной группе «Пчелка» проведены мероприятия, способствующие повышению знаний детей о родном крае, городе, любви и бережного отношения к нему.
Подготовительный этап
1. Изучение литературы
2. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта
3. Подбор художественного слова, стихотворений для детей
4. Подбор фотографий, картинок
5. Разработка конспектов ООД
6. Обновление предметно – развивающей среды по патриотическому воспитанию
7. Предварительная работа с родителями (беседы, консультирование, размещение информации в уголке для родителей, распространение буклетов «Наследие Кузбасса»)
Предварительная работа: работа по формированию патриотизма более эффективна, ели установлена тесная связь с родителями (законными представителями) воспитанников. Педагоги и родители в тесном сотрудничестве должны помочь ребенку научиться видеть и понимать красоту, величие, значимость родных мест.
С родителями воспитанников проведено анкетирование «Коренной житель Кузбасса», было выявлено, что 40% родителей не из этих мест. С детьми также были проведены беседы по выявлению уровня знаний о родном крае, о Кузбассе. Опрашиваемые дети не знают об истории возникновения Кузбасса, чем богат Кузбасс, о символике Кемеровской области, столице Кузбасса. Большинство детей не имеют представления о рабочих профессиях нашей области, о достопримечательностях Кузбасса. Но дети знают в каком городе они живут, называют домашний адрес, детский сад, который посещают.
Вывод: у детей не сформированы знания о Кузбассе.
Направления работы:
- познакомить детей с историей возникновения города Новокузнецка, с символикой, достопримечательностями города;
- воспитать любовь к своей малой Родине;
- познакомить детей с названиями улиц г. Новокузнецка, в честь кого названы улицы города;
- рассказать детям о главных профессиях Кузбасса (металлург и шахтер);
- познакомить с главным полезным ископаемым Кузбасса;
- рассказать детям о присвоении г. Новокузнецку звания: «Город трудовой доблести»;
- познакомить детей с историей возникновения Кузбасса, с символикой, достопримечательностями, народами, природными богатствами Кузбасса.
Воспитывая у детей любовь к Кузбассу, самое главное – подвести к пониманию, что наша область – частица России. Важно показать ее уникальность, помочь увидеть неповторимость и красоту родного Кузбасса.
Практический этап
1. Беседа «История города Новокузнецка»
2. Беседа «Новокузнецк – любимый город мой»
3. Беседа «Герб Кемеровской области, герб города Новокузнецк»
4. Изготовление альбомов: «Новокузнецк», «Детям о Новокузнецке»
5. ООД по нравственно – патриотическому воспитанию «Мой любимый Новокузнецк»
6. ООД по художественно – эстетическому развитию «Мой любимый Новокузнецк»
7. ООД по нравственно – патриотическому воспитанию «В сталевары я б пошел, пусть меня научат!»
8. ООД по нравственно – патриотическому воспитанию «Край наш угольный»
9. ООД по нравственно – патриотическому воспитанию «Новокузнецк – город трудовой доблести и воинской славы!»
10. Конструирование «Наша улица родная»
11. Изготовление и рассматривание альбомов: «Красная книга Кузбасса»;
«Народы Земли Кузнецкой»;
«История Кузбасса»;
«Кузбассу 300 лет»;
«7 чудес Кузбасса»
12. Итоговое ООД по нравственно – патриотическому воспитанию «НАШ РОДНОЙ КУЗБАСС»
Вывод: через совместную деятельность формируются такие важные для детей черты, как любовь к Родине, Кузбассу, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к богатствам Кузбасса, уважительное отношение к профессиям «металлург», «шахтер», желание пойти по стопам родителей, трудиться на заводе или шахте.
Заключительный этап
1. Оформление материала для обобщения опыта по проектированию
2. Беседы с детьми и родителями «Что мы узнали…»
3. Презентация проекта на семинаре в ДОУ
Вывод: в ходе реализации проекта дети:
- ознакомились с историей возникновения города Новокузнецка, с символикой, достопримечательностями названиями улиц родного города;
- познакомились с профессиями металлург, шахтер;
- узнают и ознакомятся с главным полезным ископаемым Кузбасса;
- узнают о людях, которые прославили родной город;
- познакомятся с историей возникновения Кузбасса, с символикой, достопримечательностями, народами, природными богатствами Кузбасса.
Возрос интерес родителей по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников. У детей повысились знания о родном крае, городе.
Таким образом, целенаправленная работа по проекту обогатила знаниями о Кузбассе детей, педагогов, родителей, способствовала формированию уважительного отношения к символике края, бережного отношения к историческому наследию Кузбасса.
Дальнейшее описание проекта
Полученные результаты дают нам возможность предполагать, что проведенный комплекс разнообразных мероприятий, методов, тесная работа педагогов с детьми, с родителями, а так же систематичность и регулярность проводимой работы, имеют положительное воздействие на повышение уровня нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. И мы можем предполагать, что приобретенный опыт работы нами будет использоваться и в дальнейшем, с дополнительной проработкой, систематическим обновлением и поиском новых возможностей воздействия.
Дальнейшая реализация данного проекта позволит продолжать работу по формированию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста:
• Оказать помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по приобщению детей дошкольного возраста к процессу нравственно- патриотического воспитания.
• Организовать конкурсы, выставки с участием детей, родителей, педагогов; разработать мини проекты на заседаниях творческих гостиных;
• Публикация проекта, педагогического опыта в научных, профессиональных, образовательных изданиях.
• Распространение предоставляемого опыта на разных уровнях: всероссийском, областном, городском.
Проект является моделью деятельности воспитателя, по формированию у детей дошкольного возраста нравственно – патриотических чувств посредством ознакомления с родным краем, в котором живет дошкольник и рекомендован для реализации воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям – логопедам, родителям. В данной работе отражен инновационный опыт совместной деятельности воспитателя, ориентированный на повышение уровня нравственно – патриотических чувств детей дошкольного возраста посредством использования разнообразных методов и приемов.