Альбина Байгильдина
Информационно-познавательный проект в первой младшей группе «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-познавательный творческий проект
в первой младшей группе
«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»
Тип проекта: информационно-познавательный творческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность: краткосрочный, две недели 11.01.2021 – 23.01.2021
Участники: дети 1 младшей группы, воспитатель, родители
Возраст детей: 2 – 3 года
Актуальность проекта:
Публикация «Информационно-познавательный проект в первой младшей группе „Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
В развитии у детей младшего дошкольного возраста познавательного интереса к знакомству с миром природы, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде важную роль играет экологическое воспитание. Оно является важным звеном в дошкольном воспитании, потому что именно в дошкольном возрасте формируются эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливаются представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
Знакомя детей с птицами, мы воспитываем в них любовь и бережное отношение к природе своего края, желание заботиться о пернатых зимующими птицами, они познают их важную роль в жизни людей, пользу которую приносят птицы, и трудности, с которыми они сталкиваются в холодное время года.
Зима – это самое суровое время года. Особенно трудно приходится в это время нашим меньшим друзьям – птицам. Из-за холодов и снега доступной пищи, а именно ягод, семян растений, насекомых, становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Как же мы, люди, можем помочь в этой ситуации нашим соседям по планете – птицам? Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.
Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах.
Одной из задач взрослых является воспитание интереса у детей к животным, птицам. У детей должно быть развито желание узнавать новые факты из жизни птиц, заботиться о них, получать удовольствие от оказания помощи птицам, спасения птиц зимой от гибели.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
Необходимо постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к природе. Очень важно, чтобы ребёнок научился бережно относиться к природе, понимал важность её охраны.
С приходом зимы, перелётные птицы улетели в тёплые края, а те, что остались, вынуждены искать себе корм сами. Мы с ребятами решили узнать: кто остаётся зимовать вместе с нами, хватает ли им еды с приходом холодов или потребность в ней возрастает.
Предварительные беседы с воспитанниками о зимующих птицах показали, что у дошкольников практически не сформированы представления о птицах, об их образе жизни и повадках в зимний период времени, отсутствуют навыки оказания помощи птицам.
Для того чтобы наглядно показать дошкольникам существование причинно-следственных связей в природе, пробудить интерес детей к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц вплоть до весеннего оживления природы, способствовать возникновению чувства и желания помогать зимующим птицам, мной был разработан проект «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».
Цель проекта: Формирование у дошкольников общих представлений о зимующих птицах нашего края, об их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц, воспитание желания помогать птицам зимовать.
Задачи проекта:
Обучающие задачи:
Расширять представления детей о зимующих птицах, познакомить с особенностями внешнего вида и поведения птиц (голубь, ворона, снегирь, синица, воробей)
Учить детей вести наблюдение за птицами
Рассказать детям о роли человека в жизни зимующих птиц
Развивающие задачи:
Пополнить развивающую среду по теме проекта
Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя, вести диалог, общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности
Пополнить и активизировать словарь детей
Развивать мышление, воображение, память, двигательную активность
Развивать познавательную и творческую активность, любознательность
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувства сопереживания, формировать желание помогать птицам в зимний период
Прививать любовь к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, трудовое развитие, физическое развитие, познавательное, развитие речи
Предварительная работа: подготовка наглядного материала с изображением зимующих птиц (открытки, плакаты, фотографии, презентация о зимующих птицах)
подготовка музыкального сопровождения (музыка из серии «Голоса птиц»)
подборка произведений художественной литературы о птицах, загадок
Формы работы:
НОД
Наблюдения на прогулке
Беседы
Рассматривание иллюстраций
Дидактические игры
Подвижные игры
Пальчиковые игры
Речевые игры
Экспериментальная деятельность
Продуктивная деятельность
Чтение художественной литературы
Отгадывание загадок
Оформление коллективной работы
Материал:
Иллюстрации с изображением зимующих птиц
Маски для подвижных игр
Художественная литература по теме проекта
Аудиозапись «Голоса птиц»
Дидактические игры
Предполагаемые результаты:
Для детей:
Развит познавательный интерес к знакомству с миром природы, наблюдательность
Даны представления о внешнем виде птиц, о поведении, о том, чем они питаются, какую пользу приносят
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях
Воспитано чувство любви и бережного отношения к птицам
Для педагога:
В групповом помещении пополнилась развивающая среда атрибутами для игр, дидактическими играми, создана картотека стихов, загадок по теме проекта
Внедрение инновационных технологий и новых форм работы с детьми
Повышение теоретического и профессионального уровня педагога через овладение методом проекта в работе с детьми
Для родителей:
Просвещение родителей по теме проекта (передача им необходимой информации – индивидуальные и групповые консультации)
Повышение уровня экологической воспитанности родителей
Родители и дети приняли активное участие в оказании помощи пернатым в трудное зимнее время
Укрепление детско-родительских отношений, выявление и развитие творческих способностей детей и родителей
Продукт проектной деятельности:
Создание коллективной работы в технике аппликации по теме «Кормушка для пернатых».
Создание коллективной работы «Снегири в кормушке»
Работа с родителями
Объявление родителям о фестивале творчества «Кормушка для пернатых»
Консультация для родителей «Как знакомить детей с птицами»
Рекомендации родителям по теме проекта
рассматривать зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах
читать детям стихи, потешки, загадки о птицах
на прогулках наблюдать за птицами, кормить их
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
Разработка перспективного плана работы над проектом
Создание предметно-пространственной среды для реализации проекта
Подбор необходимой методической и художественной литературы, фотоматериалов, иллюстрированного материала
Создание интереса у участников
2 этап – Практический
Реализация проекта через разные виды совместной деятельности педагогов с детьми
Проведение занятий, бесед, наблюдений, творческая деятельность, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, оформление уголка с печатной информацией про птиц
Наблюдение за птицами на участке
3 этап – Заключительный
Оформление коллективных работ
Изготовление кормушек детьми совместно с родителями
Обработка результатов по реализации проекта
Выступление на педсовете (из опыта работы) с темой: «Знакомство детей раннего возраста с зимующими птицами»
Реализация проекта:
1 Этап: Подготовительный
Определение воспитателем темы, целей, задач, содержание проекта, предварительная работа с детьми, родителями, прогнозирование результата, формы выражения итогов проектной деятельности.
Составление плана мероприятий, подборка наглядно – дидактического материала на тему Зимующие птицы, художественной литературы, физкультминуток, пальчиковой гимнастики, подвижных игр, различных материалов для продуктивной деятельности детей, разработка содержания непосредственно образовательной деятельности.
Создание предметно – развивающей среды согласно теме проекта.
Беседа с родителями о предстоящей деятельности, консультации для родителей.
Оформление группы.
2 Этап: Практический
Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
работа воспитателей с детьми
самостоятельная деятельность детей
совместная деятельность родителей и детей.
Познавательное развитие
Беседа «Какие птицы зимуют с нами?»
Цель: познакомить детей с внешним видом птиц: воробей, синица, ворона, голубь, снегирь. Показать, что у всех есть клюв, перья, крылья, хвост. Познакомить с понятием «Зимующие птицы»
Беседа «Нужно ли заботиться о птицах?»
Цель: дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди. Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах
Беседа «Чем питаются птицы зимой?»
Цель: закрепить знания детей о рационе питания птиц зимой, развивать речь, мышление. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой.
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах
Цель: формировать представления о птицах зимой, закреплять названия зимующих птиц
Беседа «Можно ли ловить птиц?»
Цель: Учить детей следить за рассказом воспитателя, принимать участие в рассказывании: добавлять слова; заканчивать фразу, начатую педагогом
Наблюдение из окна «Воробьи»
Цель: Формировать представления о воробьях, их отличительных признаках (маленький, серенький)
Дидактическая игра «Один –много»
Цель: закреплять умения различать понятия один – много
Дидактическая игра «Большая –маленькая»
Цель: закреплять умения различать понятия большие и маленькие, называть размер
Дидактическая игра «Выкладывание снегиря из геометрических фигур»
Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук, наблюдательности, зрительного восприятия, помочь собрать птичку из геометрических фигур
Дидактическая игра «Покормите птиц»
Цель: дать знания о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности
Дидактическая игра «Покажи зимующих птиц и назови их»
Цель: формировать представления о птицах зимой
Дидактическая игра «Кого не стало»
Цель: Развивать внимание, мышление, память, речь
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку
Социально – коммуникативное развитие
Целевая прогулка «Наблюдаем за птицами на участке»
Цель: Организовать наблюдение за птицами, предложить детям назвать знакомых птиц, сравнить их по внешнему виду, повадкам, голосу. Организовать кормление.
Подкормка птиц во время прогулок
Цель: закрепить знания о том, чем можно кормить птиц зимой, формировать заботливое отношение к птицам. Вызвать у детей желание накормить птиц, привлечь к совместной деятельности родителей
Наблюдение на прогулке «Как птицы кормятся на кормушке»
Цель: учить детей заботиться о птицах, закрепить название птиц, правила кормления
Сюжетно- ролевая игра «Больница для птиц»
Цель: формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе. Развитие дружественных отношений в группе между детьми. Воспитывать внимательное отношение к природе и птицам
Сюжетно-ролевая игра «Птичий двор»
Цель: закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, развивать правильное звукопроизношение. Развитие дружественных отношений в группе между детьми. Воспитывать внимательное отношение к природе и птицам
Настольная игра Макси-пазлы «Птицы»
Цель: Развивать мышление и внимание дошкольников. Способствовать развитию усидчивости, умения доводить начатое дело до конца. Развивать умение собирать целую картинку из частей и называть знакомую птицу.
Настольная игра Разрезные картинки «Зимующие птицы»
Цель: Развивать мышление и внимание дошкольников. Учить детей узнавать пернатых по внешнему виду. Продолжать формировать у детей эмоциональную отзывчивость. Развивать умение составлять целую картинку из частей
Настольная игра Ассоциации «Кто что ест»
Цель: Развивать мышление и внимание дошкольников
Итоговое занятие «Покормите птиц зимой»
Цель: закрепить и обобщить полученные знания о жизни птиц зимой. Формировать желание подкармливать птиц зимой.
Художественно – эстетическое развитие
Лепка «Зёрнышки для птиц»
Цель: продолжать знакомить с пластилином и его свойствами, учить детей раскатывать пластилин между пальцами круговыми движениями, закреплять умения отщипывать маленькие комочки для лепки. Закрепить знания о том, чем можно кормить птиц зимой, формировать заботливое отношение к птицам.
Аппликация «Снегирь»
Цель: познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц. Закрепить представления детей об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюёт ягоды)
Рисование «Рябина для снегиря»
Цель: воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности. Учить детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками
Рисование «Кормушка для птичек»
Цель: воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности. Развивать умение правильно держать кисточку, обмакивать всем ворсом в краску, рисовать прямые линии, упражнять в умении промывать кисть. Закрепить знания о том, чем можно кормить птиц зимой, формировать заботливое отношение к птицам.
Коллективная аппликация «Кормушка для пернатых»
Цель: учить детей выражать свое отношение к птицам через творчество, вызвать эмоциональный отклик
Рисование с помощью трафаретов «Птицы»
Цель: обобщать представления детей о птицах
Раскраски «Зимующие птицы»
Цель: формировать умение рисовать карандашами, правильно держать карандаш, учить подбирать цвета в соответствии с окрасом птиц
Речевое развитие
Беседа «Каких птиц я видел, гуляя с родителями?»
Цель: активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц
Беседа «Почему нужно зимой кормить птиц»
Цель: Учить детей следить за рассказом воспитателя, принимать участие в рассказывании: добавлять слова; заканчивать фразу, начатую педагогом
Чтение стихотворений о птицах
С. Маршак «Где обедал воробей?», З. Александрова «Гули-гули», Н. Хилтон «Скворечник», В. Звягина «Воробышки», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Белявская О. «Воробышки», Егоров С. «Воробьи –воробышки», Никонова Ю. «Зимние гости», Грибачев Н. «Кормушка», Ладонщиков Г. «Наши друзья», Яшин А. «Покормите птиц зимой», Благина Е. «Прилетайте!», Красин В. «Синицы», Бирюкова М. «Синица», Малеев А. «Нас синички не боятся», Авдеенко К. «Высоко кричит синичка», Мармазов А. «Синичка», Ежель Л. «Синички», Ушакова О. «Синичка», Казырина Т. «Синичка», Прокофьев А. «Снегири», Барто А. «Снегирь»
Цель: Побуждать детей к внимательному слушанию стихотворения, помочь запомнить названия зимующих птиц, вызвать познавательный интерес
Чтение Рассказ Чаплина В. «Птицы под нашим окном»
Цель: формировать у детей умение внимательно слушать и понимать произведения художественной литературы
Разгадывание загадок о зимующих птицах
Цель: развитие логического мышления, памяти, речи. Формировать умение определять зимующих птиц по словесному описанию.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: учить образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом). Активизировать, пополнять и расширять словарный запас детей
Физическое развитие
Утренняя гимнастика «Воробьи-воробышки» (комплекс с элементами дыхательной гимнастики)
Цель: Повышать двигательную активность, обогащать двигательный опыт
Занятие «Воробьи-воробышки»
Цель: Обеспечить закрепление представлений о характерных движениях птиц; побуждать имитировать их голоса; упражнять детей действовать по сигналу педагога, бегать в разных направлениях одновременно всей группой
Подвижная игра «Птички летают»
Цель: развивать выразительность и красоту движений, развивать умение действовать по сигналу
Подвижная игра «Вороны и собака»
Цель: развивать умение действовать по сигналу, способствовать совершенствованию выполнения детьми основного вида движений – бега
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: формировать представления о поведении птиц, их движениях. Способствовать развитию двигательной активности, умения действовать согласно тексту
Подвижная игра «Птички и медведь»
Цель: развивать выразительность и красоту движений, развивать умение действовать по сигналу
Подвижная игра «Кот и птички»
Цель: способствовать развитию двигательной активности, умения действовать согласно тексту
Подвижная игра «Птички в гнёздышках»
Цель: развивать умение действовать по сигналу, способствовать совершенствованию выполнения детьми основного вида движений – бега
Физкультминутка «Птички»
Цель: Развивать двигательную активность детей, упражнять детей в ориентировке в пространстве, развивать ловкость
Пальчиковая игра «Птичья кормушка»
Цель: развивать мелкую моторику рук, речь, память
Пальчиковая игра «Я зимой кормлю всех птиц»
Цель: обобщать представления детей о птицах, развивать мелкую моторику рук, речь, память
Пальчиковая игра «Воробьи-воробышки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, обеспечить запоминание стихотворных слов
Пальчиковая игра «Сколько птиц в кормушке нашей»
Цель: обобщать представления детей о птицах, развивать мелкую моторику рук, речь, память
Пальчиковая игра «Ну-ка, посчитай-ка»
Цель: развивать мелкую моторику рук, память. Активизировать речь
Пальчиковая игра «Мы кормушку смастерили»
Цель: развивать мелкую моторику рук, обеспечить запоминание стихотворных слов
Пальчиковая игра «Сел на ветку снегирёк»
Цель: развитие мелкой моторики рук. Развивать речь
Пальчиковая игра «Кормушка»
Цель: развить мелкую моторику рук. Активизировать словарный запас детей
Работа воспитателя с родителями
Консультация для родителей «Как знакомить детей с птицами»
Рекомендации родителям по теме проекта «Как наблюдать за птицами на прогулке»
Рекомендации родителям «Что почитать детям о зимующих птицах»
3 этап: Заключительный
Оформление коллективной работы в технике аппликации «Кормушка для пернатых»
Оформление коллективной работы «Снегири в кормушке»
Участие в творческом конкурсе «Кормушка для пернатых»
Обработка результатов по реализации проекта
Выступление на педсовете (из опыта работы) с темой: «Знакомство детей раннего возраста с зимующими птицами»
Результат проекта
В рамках проекта «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» проведена работа по экологическому воспитанию, познавательному, речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому развитию воспитанников.
У детей сформированы представления о птицах, об их образе жизни и трудностях, с которыми сталкиваются птицы в зимний период.
Были созданы условия для развития у детей любознательности и творческих способностей. Воспитывается чувство любви и бережного отношения к природе и ко всему живому.
У детей был выражен положительный эмоциональный настрой во время проведения мероприятий. Проведена работа по сплочению отношений воспитанников, педагогов и родителей.
Проект «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» расширил кругозор детей и взрослых, помог выстроить взаимодействие и сотрудничество семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Список используемой литературы
Гербова В. В., Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. – М. ,2014г.
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2018
Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром младших дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2019
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2008 – 96 с.
«Комплексные занятия в ДОУ», вторая младшая группа под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой - Издательство "Учитель", 2019 г.
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» составители Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова, под ред. Данилиной Т. А. - М. : «АРКТИ», 2010г.
Чернякова В. Н. «Экологическая работа в ДОУ» - М. : Творческий центр «Сфера» 2008г
http://festival.1september.ru/articles/534164/