Светлана Шишмарева
Информационно-коммуникационные технологии в воспитательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно – технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.
Публикация «Информационно-коммуникационные технологии в воспитательном процессе» размещена в разделах
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация воспитательного процесса, представляющую собой систему методов, процессов и программно – технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах педагогического процесса. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий : компьютерных и телекоммуникационных.
В образовательных учреждениях информационные технологии предоставляют возможность связи с социальным миром, расширение знаний об окружающем мире.
Цель педагогической деятельности с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) : создание рационально организованной познавательной деятельности в ходе воспитательного процесса.
Задачи:
1. Сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия проживающего в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием.
2. Построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию воспитания. Использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
3. Вовлечь в процесс активного воспитания воспитанников, отличающихся умственными способностями.
Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и педагога, и воспитанника с ОВЗ. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить воспитанника большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные элементы по восприятию новой информации, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации (иллюстративный материал, образцы поделок, схемы по выполнению поделок, коррегирующие гимнастики).
". в 21 веке цифровые среды стали существенными для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущих». С этим высказыванием ученого и педагога С. Паперта вполне согласны педагоги нашего учреждения. Поэтому я обратилась к изучению информатизации воспитания, под которой я понимаю изменение содержания, форм и методов работе с личностью с ОВЗ.
Для решения данных задач я использую в практике информационно – технические ресурсы учреждения (создание веб-сайта учреждения, 2009г.). На базе нашего интерната имеется кабинет информатики, где сосредоточено современное техническое оборудование. Я утверждаю, что любые средства воспитания способствуют модернизации и совершенствованию воспитательного процесса, активизируют мыслительную деятельность воспитанника с ОВЗ, способствуют развитию творчества и самого педагога.
Я начала работу по данному направлению с разработки принципов и методик ( методика владения бумагопластикой: складывание бумаги по готовой схеме) по использованию современных информационно – коммуникативных технологий, их интеграцию в воспитательный процесс с целью повышения качества воспитательной работы.
Разрабатывая информационные материалы для кружковых занятий, я использую за основу различные презентации по ознакомлению проживающих с современными методиками (квиллинг, бумагопластика, оригами, объемная аппликация). Работы воспитанников размещены на интернетсайте учреждения, что позволяет обмену идей, наработок с другими педагогами, воспитанниками. Таким образом, информационные и коммуникационные технологии с успехом применяются мною для повышения эффективности воспитательной деятельности в организации досуга воспитанников. В процессе кружковой работы воспитанники осваивают азы мастерства работы с бумагой «Цветы в вазе», «…», создают образцы рисунков в программе Microsoft Power Point (по кругу, по прямой линии, по диагонали, знакомятся с новыми технологиями работы с бумагой – изготовление модульных оригами, квиллинг, кусудама, объемная рамка, модели из гофрированной бумаги и т. д., осваивают поисковые системы Интернета в качестве предоставления творческих работ на федеральные конкурсы, пользуясь программами: MS Word, MS Power Point. Использование компьютера позволяет мне сэкономить время на разных этапах: рассматривание образцов, актуализация знаний, проверка самостоятельной работы, демонстрация творческих работ, мастер – классов. Этапы закрепления проводятся посредством ИКТ технологий. Таким образом, компьютерное пошаговое обучение воспитанника обусловливает получение необходимой информации по теме, восприятие индивидуально – личностного характера, что позволяет мне увидеть продвижение в творческом поиске каждого воспитанника. С помощью программно – методических комплексов я могу управлять коррекционно – развивающим процессом каждого воспитанника.
Информационно – коммуникационные технологии сочетаются на кружковых занятиях с технологиями :
педагогической мастерской построения знаний;
технологии исследования и проектирования;
здоровьесберегающими технологиями;
личностно ориентированными технологиями.
Отношение воспитанников к компьютеру я воспринимаю, как к инструменту для общения, самовыражения, творчества (составление презентаций по компьютеру, формированию умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладению навыками использования информационных технологий (презентации «Работы в технике «квиллинг», «Пасхальные мотивы», «Творчество в оригами»). Таким образом, повышение воспитательного воздействия посредством включения в творческую деятельность помогает воспитанникамс ОВЗ увеличить уровень внимания, памяти, пространственного воображения, восприятия, образного мышления, сообразительности.
Внедрение средств ИКТ в коррекционно – развивающую работу способствует осуществлению индивидуализации и дифференциации в работе с воспитанниками. Таким образом, использование мною метода конструктивного взаимодействия и взаимопонимания позволяет содержательно организовать досуг воспитанников. Разработанный мною проект «Творю на благо» способствует социализации воспитанников, интеллектуальному, сенсомоторному развитию через демонстрацию презентаций личностных результатов деятельности, что и позволяет судить о повышении информационной культуры воспитанников. Лично для меня данная работа делается с энтузиазмом, с верой в то, что значимо для меня, значимо и для других.
Решая вопрос о подтверждении повышения качества воспитательного процесса в результате применения информационных технологий, приведу пример начального описания эксперимента.
Известно, что сенсомоторные особенности человека являются одной из самых сложных функций его организма. Чтобы привлечь внимание проживающих к выполнению квиллинговой технологии, кружковые занятия проводились в кабинете компьютерных технологий 1 раз в месяц, где каждый проживающий имел возможность лично просматривать презентацию образцов и создавать свои неповторимые.
После изучения технологии по выполнению квиллинга, воспитанникам предлагается сенсомоторный тест на тему «Цветовосприятие». Для диагностики используется шкала цветового спектра. Главный программный модуль – «ЦВЕТ» – предназначен для визуального контроля за усвоением практического материала, выдачи воспитаннику индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в данных знаниях.
На первом этапе воспитанникам предлагается тестовая методика в режиме «Контроль», с целью выявления пробелов знаний сенсорных эталонов (цвет, форма, величина предметов). Тестовая методика помогает выявить затруднения у воспитанников в определении при подборе цветов. Используется всего 11 заданий:
1. Цвет:
Определение цвета
Определение оттенков
Определение теплых и холодных тонов
Контрастность (яркий, бледный)
2. Форма:
Называние формы предметов (тугая спираль, «глаз», капля, полумесяц, полукруг, свободная спираль, изогнутая капля, геометрические фигуры: ромб, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, трапеция)
Подбор по одному признаку
Подбор по двум признакам
Подбор по трем признакам
Подбор по четырем признакам
3. Величина:
Определение объема фигуры (большой, средний, маленький)
Определение видовых величин (плоскостные, объемные)
По окончанию работы подсчитывается количество правильных ответов и сколько допущено ошибок, подсчет результат в процентном соотношении.