МААМ-картинки

Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО

Елизавета Серкова
Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО

Серкова Е. А.

г. Тюмень

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО

В конце 20 века человечество вступило в фазу развития, получившую название «постиндустриальное» или «информационное общество». Появились профессии в области информационных технологий. В основном это связано с быстрым технологическим развитием. Как и любая другая, педагогическая профессия должна была пройти процесс информатизации и, как пишет И. Г. Захарова, «приобщиться к познавательным и коммуникативным возможностям современных технологий» [3; с. 115-116].

Публикация «Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО» размещена в разделах

Прежде чем говорить о роли информационно-коммуникативных технологий в образовании, необходимо обратиться к определению. Р. С. Абдолданова даёт следующее определение информационно-коммуникативной технологии – это «образовательная технология, которая использует специализированное программное обеспечение и оборудование для доступа к различным источникам информации (электронные, печатные, инструментальные, человеческие) и инструментам общей деятельности для достижения определенного результата» [1; с. 121-123].

В сфере образования на данный момент времени существует проблема формирования профессиональной педагогической компетентности, также, как и проблема ИКТ-компетентности.

ИКТ-компетентность – это владение навыками ИКТ-грамотности для решения появившихся вопросов в образовательной и иной видах деятельности.

Множественные исследования демонстрируют нам, что методическая работа, которая проходит систематически, обладает высоким потенциалом совершенствования профессиональной компетентности педагогов, тем самым способствуя переходу их на новый, более высокий уровень.

Если уровень профессионализма специалиста дошкольной образовательной организации не соответствует требованиям, то возникают сложности. Профессиональная компетентность – это трансформация внутреннего мира педагога дошкольной образовательной организации, которая приводит к новому подходу к профессиональной деятельности и определяет ее активность. Отмечается, что профессиональное и личностное развитие человека неразделимы. Личностное развитие преподавателя не является отдельным от профессионального развития, а, наоборот, является его необходимым и ключевым элементом. Любой педагог, независимо от возраста, найдет в себе силы для развития, если будут созданы условия для повышения квалификации и творчества. Педагог должен следовать своей социальной роли, проявлять профессионализм, ответственность за свою работу и постоянно совершенствоваться. Для педагога дошкольной образовательной организации актуальность последних тенденций в его профессии имеет не меньшее значение, чем в любой другой профессии. Ведь труд специалиста дошкольной образовательной организации нацелен не только на его личное профессиональное будущее, но и на будущее его воспитанников, которые в дальнейшем будут заниматься развитием и строительством собственной страны.

Потому необходимо провести работу по повышению профессиональной, коммуникативной и ИКТ-компетентности у воспитателей.

Так, для повышения профессиональной компетентности педагогов посредством ИКТ-технологий, мной был разработан и проведён с педагогами комплекс мероприятий под названием «ТехноВоспитатель.

Содержание экспериментального комплекса мероприятий «ТехноВоспитатель», состояло из цикла специально организованных к проведению событий, которые были направлены на повышение профессиональной компетентности педагогов и выстроены по принципу «от простого к сложному». Комплекс включал в себя : круглый стол, интерактивные тренажёры, лекции, практический семинар, открытое занятие, мастер-классы и деловую игру. Занятия с педагогами проводились в тихий час, по времени занимали от 45 до 60 минут (на это время с детьми оставались младшие воспитатели).

Каждое из мероприятий, которое нами разработано, имеет свою определённую структуру, название, содержание и временные рамки.

В сентябре был организован круглый стол под названием «Современные требования к профессиональной компетентности педагога ДОО», на котором рассматривалось изучение требований к профессиональной компетентности педагогов с учётом ФГОС и Проф. стандарта педагогов.

В октябре было запланировано и приведено в исполнение 3 семинара. Первый практический семинар «Работа в текстовом редакторе Microsoft Word», где проверяли, повторяли, закрепляли: (создание нового документа, сохранение, открытие; работа с главным меню: шрифт, его размер, межстрочный интервал, расположение текста и т. д. ; использование стилей, разметка страницы, ориентация листа, вставка надписи, рисунков; работа с таблицами, печать документа.

Следующим семинаром была «Работа в электронной таблице программа Excel», где проводились: ввод текста и его редактирование; построение элементарной таблицы и настройка параметров ячеек. Также провели семинар по теме «Microsoft Paint» (Знакомство с возможностью программы. Варианты создания и изменения рисунков.).

Ноябрь мы посвятили «Microsoft Power Point – средство создания презентаций», где у нас были: Работа с главным меню: слайды, шрифт. Вставка: надписи, рисунка, звука, клипа. Настройка анимации, работа с таблицей.

Декабрь был посвящён всемирной сети – ИНТЕРНЕТ: Ознакомление с образовательными сайтами. Размещение информации на этих сайтах. Создание своей страницы в соц. сетях. Обмен различной информацией.

В январе было проведено несколько интерактивных тренажёров, с помощью уже изученных программ, таких как: «Создание картотеки игр для определённого возраста детей» и «Создание мультимедийных презентаций для НОД или готовность к родительскому собранию».

Февраль мы снова посвятили круглому столу «Интерактивная доска в ДОО», где были представлены: теоретический материал о применении интерактивной доски и демонстрация готовых мультимедийных презентаций педагогов.

Март у нас стал практическим месяцем нашего комплекса. Мы провели с педагогами 2 интерактивных тренажё ра: «Оформление стенда в группе» и «Оформление элементов РППС». Также каждый педагог провёл открытое занятие по определённой теме, с разной возрастной группой, с использованием ИКТ-технологий.

Апрель также оказался насыщенным на мероприятия: это у нас мастер-класс под названием «Киностудия Windows Live», где было представлено следующее: знакомство с программой; работа с ней: вставка, копирование, смещение слайдов, наложение звуков. А после был проведён практический семинар на закрепление изученного на мастер-классе, где педагоги создавали развивающие мультфильмы для детей своей возрастной группы.

И завершил наш комплекс мероприятий, который включал в себя практический семинар (оформление педагогами своих достижений за год, посредством использования ИКТ, деловую игру «Использование ИКТ: ЗА и ПРОТИВ» (работа в командах) и круглый стол «Возможности использования средств ИКТ в образовательной среде» (обсуждение результативности освоенного комплекса за учебный год).

Разработанный комплекс мероприятий включал также активное взаимодействие не только педагогов друг с другом, но и работу с родителями и их детьми. Это были: НОД, открытые занятия и родительские собрания.

Таким образом, целенаправленно разработанный комплекс мероприятий «ТехноВоспитатель» позволил оптимизировать деятельность педагогов ДОО в части развития ИКТ-компетентности, дал свои положительные результаты, как во время групповых занятий с педагогами, так и во время индивидуальных мероприятий с кем-либо из педагогов.

Так, вышеизложенное свидетельствует о том, что применение ИКТ-технологий способствует повышению профессиональной компетентности педагогов, обеспечивает их профессиональный рост.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО, проведение диагностики на познание уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений, также осуществление комплекса мероприятий, основанного на индивидуальных и групповых занятиях, по повышению профессиональной компетентности педагогов, позволили сделать вывод о том, что ИКТ-технологии способны активно развивать осознание ответственности и личного вклада в процесс обучения и воспитания детей, планировать свою профессиональную деятельность, ставить перед собой цели и преобразовать себя для их достижения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абдолданова, Р. С. Информационно-коммуникационные технологии на пути в информационное общество / Р. С. Абдолданова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование и наука : науч. - метод. журн. – 2015. – № 2. – С. 121-123.

2. Банщикова Т. Н. Профессиональная компетентность как фактор профессиональной успешности // Акмеология. 2007. №1. С. 25. 62

3. Захарова Г. И. Теория и методика психологического тренинга: учеб. пособие / Г. И. Захарова. – Челябинск: ЮУрГУ, 2018. – 237 с. – Текст: непосредственный.

4. Пугачёва М. Л. Профессиональная компетентность : сопровождение молодых специалистов в процессе её становления / М. Л. Пугачёва – Текст: непосредственный //Практика управления ДОУ. – 2021. – № 2. – С. 35-40.

5. Садырин В. В., Доступность дошкольного образования: проблемы и решения / В. В. Садырин. – Текст: непосредственный // Управление ДОУ. – 2020. – №3. – С. 59-65.

6. Хохлова О. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов / О. А. Хохлова. – Текст: непосредственный // Справочник старшего воспитателя. – 2019. – №3. – С. 4

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Делимся опытом для повышения педагогической компетентностиДелимся опытом для повышения педагогической компетентности МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка» на протяжении последних лет активно занимался созданием условий по формированию социально – коммуникативной.

Деловая игра с элементами тренинга «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности педагога ДОУ«Деловая игра с элементами тренинга «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности педагога ДОУ« Деловая игра для педагогов с элементами тренинга Тема: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО
Опубликовано: 9 апреля 2025 в 14:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Серкова (УИ 2265921) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных