Щепцова Евгения
Информационная карта проекта «Речевой ручеек»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
«Речевой ручеек»
П/н Раздел Содержание
1. Направленность проекта Формирование речевой культуры дошкольников
2. Тема Развитие речи детей среднего дошкольного возраста
3. Автор Седых Е. А., студентка 5 курса направления подго-товки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки «Дошкольное образование и иностранный язык».
Публикация «Информационная карта проекта „Речевой ручеек“» размещена в разделах
4. Руководитель Шмырёва Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета.
5. База проекта МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Волшебная полянка», средняя группа (4-5 лет) (26 человек, г. Кемерово
6. Сроки Долгосрочный (05.09.2018 г. – 26.04.2019 г.).
7. Тип проекта Учебно-воспитательный
8. Аннотация Организация и осуществление проектной деятельности с целью создания благоприятных педагогических условий для формирования у детей социально-коммуникативной компетентности с учетом активного участия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в совместной деятельно-сти. Проект включает в себя три этапа: диагностический, основной, контрольно-измерительный, предполагает продолжительность реализации 8 месяцев
9. Ресурсы Нормативно– правовая база:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• ФГОС ООО (5–9 кл.) Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;
• Устав ОУ.
Методическая база:
• диагностические методики:
• личностный тест;
• методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста О. А. Безруковой, О. Н. Каленковой;
• методики обследования словаря детей;
• методики обследования звуковой культуры речи;
• методики обследования грамматического строя речи;
• методики обследования связной речи.
• Кадровое обеспечение:
• педагоги-воспитатели;
• методист детского сада;
• педагог-логопед
Технические и материальные ресурсы:
• наглядные материалы;
• дидактические игры;
• материалы для работы с родителями;
• компьютер, проектор.
10. Цель Создание благоприятных педагогических условий для формирования у детей социально-коммуникативной компетентности с учетом актив-ного участия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в совместной деятельно-сти.
11. Задачи 1. Выявить теоретические основания проблемы проекта на основе изучения и обобщения научно-методических источников.
2. Разработать план реализации проекта по эта-пам.
3. Сформулировать критерии, показатели результативности реализации программы основного этапа реализации проекта.
4. Представить возможные риски при использо-вании комплекса мероприятий и пути их минимиза-ции.
5. Выявить уровень развития речи у детей сред-него дошкольного возраста в данном ДОУ;
6. Разработать программу работы по формированию коммуникативных навыков у детей среднего возраста;
7. Выявить результат реализации проекта на ос-нове использования: методик, опросников, наблю-дений.
8. Составить методические рекомендации для педагогов и родителей;
9. Разработать прогноз, перспективу реализации проекта.
12. Предполагаемый результат 1. Созданы благоприятные педагогические условия для формирования у детей коммуникативно-языковой компетентности;
2. Выявлен уровень развития речи детей среднего дошкольного возраста;
3. Сформулированы критерии и показатели ре-зультативности, риски;
4. Родители являются активными участниками воспитательного процесса.
14.
Оригинальность
• Данный проект содержит комплекс диагностических методик, который позволяет оценить речь дошкольника в нескольких аспектах, а также, исходя из направлений диагностики, определяет программу работы педагогов по формированию речевых навыков детей.
Пояснительная записка
Тема социально-коммуникативного развития подрастающего поколения находит своё отражение в основных документах, определяющих деятельность учреждений образования. Согласно Закону РФ «Об образовании» образование, в первую очередь, должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, обеспечение самоопределения и создание условий для самореализации личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ и ряд требований к социально-коммуникативному развитию его воспитанников, к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДО, социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область – социально-коммуникативное развитие.
В соответствии с положениями Национальной доктрины образования в Российской Федерации и Концепцией развития образования РФ до 2020 г, современное общество испытывает потребность в активно развивающихся, нравственно стойких, самоопределяющихся, духовных и творческих лич-ностях-инициативных, социально адаптированных, способных к самораз-витию и непрерывному самосовершенствованию молодых людях, способ-ных к созидательной самореализации, восстановлению русскую духовной культуры. Таким образом, социально-коммуникативное развитие детей является приоритетным и находится среди стратегических направлений обновления российского образования. В связи с тем, что основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, на дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В то же время выявлено противоречие между имеющимся уровнем социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста и требованиями к личности выпускника ДОУ.
Проблема исследования: каков уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности у детей среднего дошкольного возраста? Основная идея разработки и реализации проекта заключается в том, что ис-пользование разнообразных форм, методов, средств и видов деятельности социально-коммуникативной направленности позволяет развивать и стимулировать речь дошкольников.
План реализации проекта
Этапы Содержание
1 этап Диагностический
Цель: выявление уровня социально-коммуникативной культуры дошкольников.
Сбор информации для изучения психолого-педагогической литературы, подбор методик для диагностика речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
2 этап Основной
Цель: формирование социально-коммуникативной компетентности в благоприятных педагогических условиях.
На основе полученных данных, использование различных форм, методов и средств работы.
3 этап Контрольно-оценочный
Цель: Определение результатов проекта.
Подведение итогов внедрения основного этапа реализации программы, повторная диагностика уровня сформированности социально-коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста; подготовка к презентации проекта, оформление продукта проекта.
Этапы реализации проекта
Этап Содержание
1 этап Задачи:
1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме проекта.
2. Выбрать инструментарий диагностики.
3. Использовать диагностические методики (исследовать исход-ный уровень социально-коммуникативной компетентности де-тей группы «Солнышко») : методики, тесты, наблюдение.
4. Обработать полученные результаты.
Используемые методики:
Цель: выявить уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности.
1. Методика «Будь внимательным». Цель: проверка предмет-ного и глагольного словаря.
2. Методика «Назови одним словом». Цель: проверка умения обобщить одним словом предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку.
3. Методика «Расскажи, какой». Цель: диагностика умений ребенка использовать при описании предметов (игрушек) слова, обозначающие существенные признаки.
4. Методика «Подумай и скажи». Цель: выявление умения ребенка устанавливать причинно0следственную зависимость, рассуждать.
5. Методика «Добрые слова». Цель: выявление у ребенка знаний об этикетных формул (здравствуйте, спасибо, пожалуйста и др.).
Показатели результативности:
• подобрана и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме проекта;
• выявлен уровень развития социально-коммуникативной компетентности на начальном этапе реализации проекта;
• сформулированы направления деятельности для второго этапа реализации проекта.
2 этап Основной
Задачи:
1. Разработать план мероприятий, способствующих формированию социально-коммуникативной компетентности.
2. Замотивировать дошкольников к усвоению новых форм и способов общения, расширять словарный запас.
3. Включить в воспитательный процесс родителей дошкольни-ков.
4. Провести завершающее мероприятие.
Шаги реализации:
• организация сюжетно-ролевых игр («Отражение чувств»; «Зеркало настроений»; «Интервью»;
• вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов;
• введение в процесс воспитания простейших ситуационных за-дач;
• беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры;
• обогащение представлений детей о правилах общения;
• использование педагогом специальных игр и упражнений, способствующих практическому закреплению правил общения дошкольниками;
• мотивирование детей к применению правил общения в сов-местной деятельности.
Использование обучающих ситуаций:
1. Ситуации-иллюстрации.
Взрослыми разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
2. Ситуации-упражнения.
Ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций целесообразно с детьми среднего дошкольного возраста.
3. Ситуации-проблемы.
Участие дошкольников в таких ситуациях способствует усвое-нию ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять своё игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции.
4. Ситуации-оценки.
Целесообразно начинать использовать ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
Показатели результативности:
• разработан план мероприятий, способствующих формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников;
• проведен комплекс мероприятий по социально-коммуникативному развитию;
• получена обратная связь о результатах проведенных мероприятий.
3 этап Задачи:
1. Выбрать инструментарий диагностики.
2. Использовать диагностические методики.
3. Обработать полученные результаты.
4. На основе полученных данных составить рекомендации для дальнейшей работы педагогов.
5. Составить отчет о проделанной работе.
Используемые методики:
1. Методика «Объясни». Цель: выявление понимания пере-носного значения прилагательных.
2. Методика «Словарь глаголов». Цель: выявление наличия глаголов в словаре ребенка.
3. Методика «Словарь глаголов». Цель: выявление наличия глаголов в словаре ребенка.
4. Методика «В стране добрых слов». Цель: выявление умения оперировать этикетными формулами, исходя из ситуации общения.
Показатели результативности:
• повышение уровня сформированности социально-коммуникативной компетентности;
• составлены рекомендации для дальнейшего развитияречи до-школьников;
• составлен отчет о проделанной работе.
Возможные риски и мероприятия по их минимизации
Риски Минимизация
Риск 1: Слабая заинтересованность детей и родителей. Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности в бе-гущей строке и на доске почета груп-пы.
Риск 2: Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие. Индивидуальная работа с детьми и родителями.
Риск 3: недостаточная разработан-ность проекта Разработку проекта осуществлять совместно со вторым воспитателем, готовым в любой момент прийти на помощь.
Критерии и показатели результативности
Критерии Показатели
Познавательный • Обогащение словарного запаса, овладение способами словообразования;
Эмоционально-
волевой • эмпатия и желание помочь другому;
• Умение уважительно относиться к окружающим людям.
• Умение принимать и оказывать помощь.
Деятельностный • умение работать в группе.
Продукт проекта
1. Комплекс методических рекомендации для педагогов по формированию социально-коммуникативной компетенции у детей среднего дошкольного возраста.
2. План мероприятий, способствующих развитию речи
Прогноз и перспектива
Проект «Речевой ручеек» может быть реализован в любых дошкольных образовательных учреждениях, так как тема речевого развития всегда остается актуальной.
А также, можно отметить, что методики, представленные в проекте, мо-гут быть модифицированы и адаптированы под конкретную группу детей, а так же применяться не только воспитателями, но и педагогами-логопедами.