МААМ-картинки

Информационная карта проекта «Речевой ручеек»

Щепцова Евгения
Информационная карта проекта «Речевой ручеек»
▼ Скачать + Заказать документы

Информационная карта проекта

«Речевой ручеек»

П/н Раздел Содержание

1. Направленность проекта Формирование речевой культуры дошкольников

2. Тема Развитие речи детей среднего дошкольного возраста

3. Автор Седых Е. А., студентка 5 курса направления подго-товки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки «Дошкольное образование и иностранный язык».

Публикация «Информационная карта проекта „Речевой ручеек“» размещена в разделах

4. Руководитель Шмырёва Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета.

5. База проекта МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Волшебная полянка», средняя группа (4-5 лет) (26 человек, г. Кемерово

6. Сроки Долгосрочный (05.09.2018 г. – 26.04.2019 г.).

7. Тип проекта Учебно-воспитательный

8. Аннотация Организация и осуществление проектной деятельности с целью создания благоприятных педагогических условий для формирования у детей социально-коммуникативной компетентности с учетом активного участия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в совместной деятельно-сти. Проект включает в себя три этапа: диагностический, основной, контрольно-измерительный, предполагает продолжительность реализации 8 месяцев

9. Ресурсы Нормативно– правовая база:

• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• ФГОС ООО (5–9 кл.) Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;

• Устав ОУ.

Методическая база:

диагностические методики:

• личностный тест;

• методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста О. А. Безруковой, О. Н. Каленковой;

• методики обследования словаря детей;

• методики обследования звуковой культуры речи;

• методики обследования грамматического строя речи;

• методики обследования связной речи.

Кадровое обеспечение:

• педагоги-воспитатели;

• методист детского сада;

• педагог-логопед

Технические и материальные ресурсы:

• наглядные материалы;

• дидактические игры;

• материалы для работы с родителями;

• компьютер, проектор.

10. Цель Создание благоприятных педагогических условий для формирования у детей социально-коммуникативной компетентности с учетом актив-ного участия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в совместной деятельно-сти.

11. Задачи 1. Выявить теоретические основания проблемы проекта на основе изучения и обобщения научно-методических источников.

2. Разработать план реализации проекта по эта-пам.

3. Сформулировать критерии, показатели результативности реализации программы основного этапа реализации проекта.

4. Представить возможные риски при использо-вании комплекса мероприятий и пути их минимиза-ции.

5. Выявить уровень развития речи у детей сред-него дошкольного возраста в данном ДОУ;

6. Разработать программу работы по формированию коммуникативных навыков у детей среднего возраста;

7. Выявить результат реализации проекта на ос-нове использования: методик, опросников, наблю-дений.

8. Составить методические рекомендации для педагогов и родителей;

9. Разработать прогноз, перспективу реализации проекта.

12. Предполагаемый результат 1. Созданы благоприятные педагогические условия для формирования у детей коммуникативно-языковой компетентности;

2. Выявлен уровень развития речи детей среднего дошкольного возраста;

3. Сформулированы критерии и показатели ре-зультативности, риски;

4. Родители являются активными участниками воспитательного процесса.

14.

Оригинальность

• Данный проект содержит комплекс диагностических методик, который позволяет оценить речь дошкольника в нескольких аспектах, а также, исходя из направлений диагностики, определяет программу работы педагогов по формированию речевых навыков детей.

Пояснительная записка

Тема социально-коммуникативного развития подрастающего поколения находит своё отражение в основных документах, определяющих деятельность учреждений образования. Согласно Закону РФ «Об образовании» образование, в первую очередь, должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, обеспечение самоопределения и создание условий для самореализации личности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ и ряд требований к социально-коммуникативному развитию его воспитанников, к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДО, социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область – социально-коммуникативное развитие.

В соответствии с положениями Национальной доктрины образования в Российской Федерации и Концепцией развития образования РФ до 2020 г, современное общество испытывает потребность в активно развивающихся, нравственно стойких, самоопределяющихся, духовных и творческих лич-ностях-инициативных, социально адаптированных, способных к самораз-витию и непрерывному самосовершенствованию молодых людях, способ-ных к созидательной самореализации, восстановлению русскую духовной культуры. Таким образом, социально-коммуникативное развитие детей является приоритетным и находится среди стратегических направлений обновления российского образования. В связи с тем, что основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, на дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В то же время выявлено противоречие между имеющимся уровнем социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста и требованиями к личности выпускника ДОУ.

Проблема исследования: каков уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности у детей среднего дошкольного возраста? Основная идея разработки и реализации проекта заключается в том, что ис-пользование разнообразных форм, методов, средств и видов деятельности социально-коммуникативной направленности позволяет развивать и стимулировать речь дошкольников.

План реализации проекта

Этапы Содержание

1 этап Диагностический

Цель: выявление уровня социально-коммуникативной культуры дошкольников.

Сбор информации для изучения психолого-педагогической литературы, подбор методик для диагностика речевого развития детей среднего дошкольного возраста.

2 этап Основной

Цель: формирование социально-коммуникативной компетентности в благоприятных педагогических условиях.

На основе полученных данных, использование различных форм, методов и средств работы.

3 этап Контрольно-оценочный

Цель: Определение результатов проекта.

Подведение итогов внедрения основного этапа реализации программы, повторная диагностика уровня сформированности социально-коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста; подготовка к презентации проекта, оформление продукта проекта.

Этапы реализации проекта

Этап Содержание

1 этап Задачи:

1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме проекта.

2. Выбрать инструментарий диагностики.

3. Использовать диагностические методики (исследовать исход-ный уровень социально-коммуникативной компетентности де-тей группы «Солнышко») : методики, тесты, наблюдение.

4. Обработать полученные результаты.

Используемые методики:

Цель: выявить уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности.

1. Методика «Будь внимательным». Цель: проверка предмет-ного и глагольного словаря.

2. Методика «Назови одним словом». Цель: проверка умения обобщить одним словом предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку.

3. Методика «Расскажи, какой». Цель: диагностика умений ребенка использовать при описании предметов (игрушек) слова, обозначающие существенные признаки.

4. Методика «Подумай и скажи». Цель: выявление умения ребенка устанавливать причинно0следственную зависимость, рассуждать.

5. Методика «Добрые слова». Цель: выявление у ребенка знаний об этикетных формул (здравствуйте, спасибо, пожалуйста и др.).

Показатели результативности:

• подобрана и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме проекта;

• выявлен уровень развития социально-коммуникативной компетентности на начальном этапе реализации проекта;

• сформулированы направления деятельности для второго этапа реализации проекта.

2 этап Основной

Задачи:

1. Разработать план мероприятий, способствующих формированию социально-коммуникативной компетентности.

2. Замотивировать дошкольников к усвоению новых форм и способов общения, расширять словарный запас.

3. Включить в воспитательный процесс родителей дошкольни-ков.

4. Провести завершающее мероприятие.

Шаги реализации:

• организация сюжетно-ролевых игр («Отражение чувств»; «Зеркало настроений»; «Интервью»;

• вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов;

• введение в процесс воспитания простейших ситуационных за-дач;

• беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры;

• обогащение представлений детей о правилах общения;

• использование педагогом специальных игр и упражнений, способствующих практическому закреплению правил общения дошкольниками;

• мотивирование детей к применению правил общения в сов-местной деятельности.

Использование обучающих ситуаций:

1. Ситуации-иллюстрации.

Взрослыми разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

2. Ситуации-упражнения.

Ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций целесообразно с детьми среднего дошкольного возраста.

3. Ситуации-проблемы.

Участие дошкольников в таких ситуациях способствует усвое-нию ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять своё игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции.

4. Ситуации-оценки.

Целесообразно начинать использовать ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Показатели результативности:

• разработан план мероприятий, способствующих формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников;

• проведен комплекс мероприятий по социально-коммуникативному развитию;

• получена обратная связь о результатах проведенных мероприятий.

3 этап Задачи:

1. Выбрать инструментарий диагностики.

2. Использовать диагностические методики.

3. Обработать полученные результаты.

4. На основе полученных данных составить рекомендации для дальнейшей работы педагогов.

5. Составить отчет о проделанной работе.

Используемые методики:

1. Методика «Объясни». Цель: выявление понимания пере-носного значения прилагательных.

2. Методика «Словарь глаголов». Цель: выявление наличия глаголов в словаре ребенка.

3. Методика «Словарь глаголов». Цель: выявление наличия глаголов в словаре ребенка.

4. Методика «В стране добрых слов». Цель: выявление умения оперировать этикетными формулами, исходя из ситуации общения.

Показатели результативности:

• повышение уровня сформированности социально-коммуникативной компетентности;

• составлены рекомендации для дальнейшего развитияречи до-школьников;

• составлен отчет о проделанной работе.

Возможные риски и мероприятия по их минимизации

Риски Минимизация

Риск 1: Слабая заинтересованность детей и родителей. Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности в бе-гущей строке и на доске почета груп-пы.

Риск 2: Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие. Индивидуальная работа с детьми и родителями.

Риск 3: недостаточная разработан-ность проекта Разработку проекта осуществлять совместно со вторым воспитателем, готовым в любой момент прийти на помощь.

Критерии и показатели результативности

Критерии Показатели

Познавательный • Обогащение словарного запаса, овладение способами словообразования;

Эмоционально-

волевой • эмпатия и желание помочь другому;

• Умение уважительно относиться к окружающим людям.

• Умение принимать и оказывать помощь.

Деятельностный • умение работать в группе.

Продукт проекта

1. Комплекс методических рекомендации для педагогов по формированию социально-коммуникативной компетенции у детей среднего дошкольного возраста.

2. План мероприятий, способствующих развитию речи

Прогноз и перспектива

Проект «Речевой ручеек» может быть реализован в любых дошкольных образовательных учреждениях, так как тема речевого развития всегда остается актуальной.

А также, можно отметить, что методики, представленные в проекте, мо-гут быть модифицированы и адаптированы под конкретную группу детей, а так же применяться не только воспитателями, но и педагогами-логопедами.

Публикации по теме:

Информационная карта передового педагогического опыта «Сюжетно-ролевая игра. Особенности проведения» Тема ППО: «Сюжетно-ролевая игра. Особенности проведения» Сроки изучения и обобщения опыта: Целенаправленное изучение и обобщение опыта осуществляется.

Информационная карта проекта «Доброе сердце» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Байр» 359010, Республика Калмыкия, Яшалтинский район,с. Яшалта,.

Информационная карта проекта «Наши любимые игрушки» МАДОУ детский сад № 161 «Ёлочка» ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Воспитатель группы Анциферова Е. Г. Музыкальный.

Информационная карта проекта «Все профессии нужны, все профессии важны» .

Информационная карта экологического мини-проекта «Вот они какие, веточки лесные» для второй младшей группы Информационная карта экологического мини- проекта «Вот они какие, веточки лесные» Автор воспитатель МАДОУ №42 «Черёмушки» г. Южно-Сахалинск.

Информационная карта проекта для обучающихся ДЮЦ «История возникновения храмов п. Гремячево» Информационная карта проекта. 1. Полное название проекта. «Храмы посёлка Гремячево». 2. Автор проекта. Коротина Наталья Викторовна. 3.

Информационная карта проекта «Спасибо за Победу» Информационная карта проекта Организация: МАДОУ «Детский сад «Хараасгай». Автор:  воспитатель Путункеева Г. Б. Вид, тип проекта: долгосрочный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационная карта проекта «Речевой ручеек»
Опубликовано: 18 сентября 2019 в 06:19
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационная карта проекта «Речевой ручеек»» (включая файлы) размещена пользователем Щепцова Евгения (УИ 145149) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД