Лариса Степанова
Индивидуальный образовательный маршрут музыкально способного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Проблема работы со способными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов.
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут музыкально способного ребенка» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. Современные тенденции социального развития ставят перед образовательными учреждениями новые задачи, поскольку особый, более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления, является залогом социального успеха каждого, а значит залогом процветания нации.
К сожалению, массовое обучение и воспитание часто сводятся к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий приводит к потере интереса к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала - с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.
Поэтому большое внимание уделяю работе с детьми, имеющими ярко выраженные музыкальные способности, используя индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогаю создать условия для развития личности. В ходе диагностики я выделяю группы детей не только с недостаточным развитием, но и способных детей. По материалам диагностики составляется индивидуальный план работы с ребенком.
Психолого-педагогический портрет ребенка
Анкетные данные
Имя: Настя
Возраст: 6 лет
Выявление способных детей проводится на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психических особенностей, речи, памяти, мышления.
Цель: создание оптимальных условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Задачи:
- раскрыть музыкальные способности;
- совершенствовать и расширять систему дополнительного образования;
- вовлекать в конкурсы на различном уровне;
- создавать насыщенную предметно-развивающую музыкальную среду
- повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах
поддержки и сопровождения способных детей.
Ожидаемые результаты:
- усовершенствована система дополнительного образования;
- участие в конкурсах;
- создана предметно-развивающая среда по музыкальному развитию;
- тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.
Настя – у девочки ярко выражены музыкальные способности. Она любит музыку, артистична, быстро отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает, сочиняет свои мелодии. Девочка свободно воспроизводит мелодию голосом, точно её интонируя, подбирает по слуху на музыкальном инструменте. Когда она поет, то вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение. Её речь грамматически правильна, выразительна и эмоциональна: она с легкостью изменяет силу голоса, темп, тембр, высоту, динамику. Девочка отличается высокой любознательностью и наблюдательностью, способностью отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Она легко устанавливает контакт с собеседником.
Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка представляется очень важной и актуальной задачей, поэтому для работы с Настей был составлен индивидуальный образовательный маршрут.
Сроки Содержание работы с ребенком Взаимодействие с родителями Участники
Сентябрь 1. Подбор диагностических методик.
2. Изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников.
3. Отслеживание эмоционального настроя ребенка на НОД.
4. Разучивание песни «Бабушки-старушки» Подготовка буклета «Способные дети – особое внимание!»
Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Октябрь 1. Выступление в КЦСО на «День пожилого человека»
2. Отслеживание эмоционального настроя ребенка в кружке.
3. Викторина «Угадай мелодию»
4. Дидактическая игра «Музыкальный магазин». Выступление на родительском собрании по теме : «Музыкальное развитие вашего ребенка» Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Ноябрь 1. Игра «Определи жанр музыки».
2. Разучивание песен о маме.
3. Упражнение «Дыхание и звук».
4. Участие в концерте на «День матери» в РДК Консультация «Способный ребенок – особая ценность для общества» Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Декабрь 1. Музыкальная гостиная.
2. Развивающие музыкальные игры.
3. Подготовка сольного номера.
4. Сольное выступление на новогоднем утреннике. Беседа «Творческий потенциал дошкольника» Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Январь 1. Составление картотеки «Любимая песенка»
2. Разгадывание ребусов.
3. Участие в развлечении «Святки»
4. Музыкальная игра «Ритмическое лото». Советы родителям «Музыкальное воспитание в семье» Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Февраль 1. Выставка рисунков «Сказки Михалкова» (Библиотека)
2. Вечер музыки «Сказки и сказочные герои в музыкальных произведениях П. И. Чайковского».
3. Викторина «Его величество – ритм»
4. Разучивание песни на 8 марта. Памятка «Что такое музыкальные способности?» Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Март 1. Выступление на сцене РДК на празднике «8 марта»
2. Театрализованная игра «Кот, петух и заяц».
3. Игра на музыкальных инструментах.
4. Муниципальный конкурс «Муз – мажор» Беседа «Музыкален ли ваш ребенок?» Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Апрель 1. Игра «Песенка-чудесенка»
2. «Разгадай ребус».
3. Упражнение «Музыкальная лесенка».
4. Подготовка к выступлению в РДК на «День Победы» Консультация «Развитие творческих музыкальных способностей у дошкольника» Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Май 1. Участие в концерте «День Победы»
2. Мониторинг эффективности работы. Рекомендации. Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
В течение года 1. Посещение кружка «Азбука танца»
2. Активное участие в праздниках и развлечениях ДОУ. Индивидуальные консультации. Музыкальный руководитель, родители