Светлана Калашникова
Индивидуальное логопедическое занятие с использованием элементов здоровьесберегающих технологий Тема Звук «Ш».
▼ Скачать + Заказать документы
За последние годы здоровье дошкольников значительно ухудшилось. Возникла необходимость применять в коррекционной работе технологии здоровьесбережения, направленные на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции. В дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребёнка в целом. Использование здоровьесберегающих технологий помогает учителю - логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений.
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие с использованием элементов здоровьесберегающих технологий Тема Звук „Ш“,» размещена в разделах
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение дошкольников высоким уровнем здоровья, вооружив их необходимыми знаниями, умениями, навыками, необходимыми для ведения здорового образа жизни и воспитав у них культуру здоровья.
Использование здоровьесберегающих технологий, влияющих на формирование гармоничной, творческой личности, на проблему социальной адаптации дошкольников, на развитие личности ребёнка, подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие, как здоровье, помогают учителю - логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений.
Индивидуальное логопедическое занятие с использованием
элементов здоровьесберегающих технологий
Тема Звук «Ш».
Цели:
Коррекционно-образовательные.
Закрепление кинестетического образа звука «Ш», формирование навыков четкого произнесения его в обратных слогах в словах, чистоговорках. предложениях и потешках.
Обучение образованию множественного числа существительных в родительном падеже без предлога.
Упражнение в подборе созвучных слов.
Коррекционно-развивающие:
Развитие мелкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Профилактика нарушения зрения, активизация работы мышц глаз.
Развитие речевого дыхания, межполушарных связей, зрительно-слухового внимания, памяти, мышления, зрительно-пространственной ориентировки.
Формирование навыков определения места изучаемого звука в слове.
Воспитательные:
Воспитание любви к природе, доброжелательности, дружелюбности, самостоятельности, самоконтроля.
Оборудование. Фонограмма для релаксации «Звуки леса», игрушка «Заяц», макет избушки, плоскостной макет солнца без лучей; прищепки жёлтого цвета в коробке с клетчатой крышкой, грецкие орехи, компьютер, компьютерная дидактическая игра «Разложи по полкам», настольная дидактическая игра «Путаница».
Ход занятия.
Звучит музыка для релаксации «Звуки леса».
Садись поудобнее, спину держи прямо, опусти плечи, расслабь руки, ноги. Закрой глаза. Прислушайся к своим ощущениям. Представь, что ты в лесу. Дыши глубоко и спокойно. Чувствуешь, как там прохладно и свежо? Солнца почти не видно из-за высоких и густых крон. А так хочется погреться на солнышке! Ты тянешь руки вверх, поднимаешь голову и подставляешь лицо солнечным лучам. Вот облака совсем закрыли солнышко. Сразу стало холодно и сыро. Но ветер прогнал облака. Снова светит солнце, согревая тебя своим теплом.
Можешь открыть глаза. Скажи, где ты себя сейчас представлял? (В лесу). Хочешь туда пойти? (Да). Подумай, в какую погоду лучше всего гулять? (В тёплую, тихую. солнечную).
Чтобы солнышко больше нас согревало, давай подарим ему яркие лучи (предлагаю к макету солнца прикрепить прищепки).
Вокруг себя обернись – в лесу волшебном очутись! Вот мы и пришли. Чего бывает много в лесу? (Много деревьев, много кустов, много шишек, много грибов, др.) Кого много в лесу? (Много птиц, много зверей, много муравьев, много мошек, много комаров и др.)
Найди комара! ( гимнастика для глаз: необходимо найти чёрную точку на стене).
А как дышится в лесу? (Легко, глубоко). Дыхательная гимнастика: вдох носом 1-3, пауза-1, выдох ртом 1-6. Плечи при вдохе не должны подниматься, щёки не надувать (продолжительность упражнения 3-4 раза).
Идём по лесу.
Театр пальчиков и языка «Прогулка в лес» (сопряженная гимнастика).
1. Идё м по лесу: топ-топ, топ-топ-топ. Используется крышка от коробки с клеточками. Ребёнок "идёт" указательным и средним пальцами по клеткам, делая по шагу на каждый слог. Движения языком вверх-вниз.
2. Вышли на поляну ровную-ровную. Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.
3. На опушке — большое дерево. Вот его ствол.
Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
4.. Дерево растет.
Руки тянуть вверх, к солнышку. Язык тянуть к носу.
5. Ветер качает ветки дерева: ш-ш-ш. Раскачивать руками на головой.
6. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые.
Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой — шляпку. Положение рук менять. Язык прогнуть "чашечкой".
7. У других грибов ножки тонкие.
Указательный палец одной руки — ножка, ладонь другой руки — шляпка; положение рук менять. Язык присосать к твердому нёбу.
8. Грибы растут.
Чередовать показ грибов с тонкой и толстой ножкой, меняя положение рук. Язык то присосать к нёбу, то прогнуть "чашечкой".
9. На поляне стоит избушка. Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком", большие пальцы положить один на другой. Язык присосать к нёбу (крыша).
Возле избушки сидит зайчишка (Игрушка). У него сегодня День рождения. Кого он пригласил к себе в гости, ты узнаешь, если будешь внимательно слушать, запоминать и повторять чистоговорки:
аш-аш-аш – наш
аш-аш-аш – кашка
ош- ош –ош –мошка
ош –ош –ош –кошка
уш –уш –уш – ушки
уш –уш –уш – лягушка
иш –иш –иш –мишка
иш –иш –иш –лишний
ыш –ыш –ыш –пыщка
ыш –ыш –ыш –мыщка
Назови, кого зайчишка пригласил к себе на День рождения? (Мошку, кошку, лягушку, мишку, мышку). Какой звук слышится во всех этих словах (Звук «Ш»). Где ты слышишь звук «Ш» в каждом слове? (В середине каждого слова).
Зайчишка любит называть своих друзей шутливыми словами - кличками с похожими окончаниями. Помоги зайчишке придумать слова в рифму:
Мошка – … (Крошка)
Кошка – … (Машка)
Мышка – … (Малышка, Норушка)
Лягушка – … (Квакушка)
Мишка – … (Шалунишка)
А зайчишку как назовёшь? (Трусишка, Плутишка).
Друзья принесли зайчишке Плутишке подарки (использование ПК) :
Мошка Крошка – шары
Кошка Машка – катушки и карандаш
Лягушка Квакушка –ландыш
Мышка Малышка – ромашки
Мишка Шалунишка – гармошку и шапку
Назови, кто что принёс? Чего стало у зайчишки Плутишки много? (Стало много шаров, много катушек, много ромашек). А чего мало? (Мало карандашей, шкатулок, ландышей, гармошек и шапок).
Помоги зайчишке Плутишке разложить подарки в шкафу. На верхнюю полку надо положить предметы, в названии которых звук «ш» слышится в начале слова; на среднюю полку – предметы, в названиях которых звук «ш» слышится в середине слова; на нижнюю полку положить предметы, в названиях которых звук «ш» слышится в конце слова.
Какие подарки положили на верхнюю полку? (Шапку и шары)
Какие подарки положили на среднюю полку? (Катушки, ромашки и гармошку)
Какие подарки положили на нижнюю полку? (карандаш и ландыш). Молодец.
Друзья весело проводят время:
Лягушка и мошка пляшут под гармошку.
Мишка и кошка кушают картошку.
Мышка и зайчишка играют в «Кошки-мышки».
Все вместе они катают орешки и говорят потешки.
Кто что делает?
И тебе зайчишка Плутишка дарит орешки для потешки. (Самомассаж кистей рук грецким орехом с проговариванием потешки). Повторяй за мной:
Кошка на окошке рубашку шьёт,
Мышка в сапожках избушку метёт.
Зайчишка Плутишка благодарит тебя за помощь
У нас тоже есть подарок для зайчишки Плутишки. Найди предметы по их запутанным контурам. (Матрёшка, башня, пушка). Назови одним словом (Игрушки). Правильно. Молодец!
Нам пора возвращаться. Вокруг себя обернись – в кабинете очутись. Вот мы и в детском саду.
Где сегодня побывали? Кого повидали? Что больше всего понравилось и запомнилось?