Юлия Анатольевна Гудожникова
Индивидуальная образовательная программа для ребенка-инвалида среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная образовательная программа для ребенка инвалида среднего дошкольного возраста с оперированным ВПС построена в согласовании с Приказом Министерства образования и науки РФ 1155 от 17 октября 2013 года " Об утверждении ФГОС ДО, Устава МДОУ "Д/с№20 "; в согласовании с образовательной программой МДОУ "Д/с №20 ".
Индивидуальная образовательная программа по развитию ребёнка-инвалида гарантирует формирование способностей с учётом его личных особенностей.
Публикация «Индивидуальная образовательная программа для ребенка-инвалида среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Программа охватывает короткую психолого-педагогическую характеристику ребёнка с ВПС, советы по организации работы по развитию возможностей.
Программа направленна на :
•Создание критериев развития ребёнка, раскрывающих способности для его положительной социализации;
•На создание развивающей среды для социализации и индивидуализации ребенка направленна на решение следующих задач:
1. Охрана и улучшение физиологического и психического здоровья ребёнка;
2. Создание критерий для развития ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными чертами и склонностями;
3. Формирование общей культуры личности ребёнка;
4. Обеспечение вариативности;
5. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, личным, психологическим и физическим особенностям ребёнка.
6. Обеспечение психологической помощи семьи и повышения
компетентности родителей.
Программа основывается на принципах ДО:
1. Проживание малыша всех шагов детства, амплификация детского развития;
2. Индивидуализация дошкольного образования;
3. Сотрудничество и помощь;
4. Возрастная адекватность ДО;
Коррекционная работа основывается на:
1. Принцип целостности устранения и развития.
2. Принцип целостности устранения развития и диагностики.
3Принцип комплексности.
4. Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подходов.
5. Принцип оптимистического подхода.
6. Принцип функционального привлечения ближайшего окружения.
Системно-деятельности подход (А. Н. Леонтьев) формирование личных возможностей нужно формировать в системе различных форм деятельности.
Индивидуальный подход к ребёнку. При организации процесса обучения более целесообразной является персональная форма проведения занятий. Необходимо учесть соматическое состояние и индивидуальное поведения ребёнка, в зависимости от которого подбирается количество упражнений. При воспитании координационных возможностей используются методические подходы.
1. Преодоление нерациональной мышечной напряженности;
2. Обучение различным движениям с постепенным увеличением их координационной трудности;
3. Для преодоления координационной напряженности нужно образовать и регулярно актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Расслабляющие моменты обязаны войти в структуру всех изучаемых движений это предупредит лишнюю интенсивность;
4. Для развития координационных возможностей применяют последующие способы: стандартно-повторное упражнение; вариативное упражнение; игровой.
Эффективным способом обучения координационных возможностей является игровой способ.
Условия действенного обучения ребё нка с ВПС:
• Продолжать совершенствовать стимул к двигательной энергичности;
• Продолжать совершенствовать координационные возможности в различных видах деятельности;
• Активизировать формирование психофизических свойств, знание ориентироваться в пространстве.
Планируемые итоги освоения Программы
Целевые ориентиры дошкольного образования (ЦО) представляют собой социально нормативные возрастные качества вероятных достижений ребёнка ДО; определяются самостоятельно от форм реализации Программы, особенностей развития, не подлежат конкретной оценке, в том числе педагогической диагностики (мониторинга).
Требования ФГОС к целевым ориентирам в обязательной части
программы для ребенка с ВПС.
1. Интересуется окружающими предметами и действует с ними;
2. Стремится к общению со взрослыми и подражает им.
3. Проявляет энтузиазм к ровесникам; следит за их деяниями и подражает им;
4. Проявляет интерес к стихам, песням и басням, рассматриванию картинок, эмоционально отзывается на разные виды искусства;
5. Овладевает главными культурными методами деятельности, проявляет инициативу и независимость в различных видах деятельности;
7. Обладает позитивным настроем к миру, к различным видам труда, к людям и самому себе, деятельно взаимодействует со ровесниками, участвует в общих играх.
8. Способен учесть интересы и ощущения остальных, сопереживать неудачам и ликовать успехам остальных; правильно проявляет свои ощущения, в том числе веры в себя;
9. Ребенок обладает доступными ему способами выражения идей и желаний и употребляет их для выражения собственных идей, эмоций и желаний;
10. Способен к волевым усилиям;
11. Ребёнок проявляет любознательность, владеет простыми познаниями о себе, о естественном и соц. мире, в котором он живёт.
Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с ВПС
Общие сведения о ребё нке:
Ф. И. ребё нка:
Дата рождения:
Основной диагноз: оперированный ВПС. Гипоплазия правого желудочка. Комбинированный стеноз легочной артерии. Дефект межжелудочковой перегородки.
Операция: после родов, январь 2025 год.
Возрастная группа : Вторая младшая группа.
Категория: ребёнок-инвалид.
Детский сад посещает после операции (резекция меж предсердной перегородки, ушивание клапана легочной артерии).
Сведения о состоянии здоровья - одышка в покое, общая слабость, повышенная утомляемость, плохой аппетит, цианоз, покашливание, частые ОРВИ, задержка физ. развития, задержка психомоторного развития, носовое дыхание затруднено.
Особенности нервной системы: быстрая утомляемость, нервозность, частая смена настроения, плаксивость.
Интересы направлены на художественно-эстетическую деятельность.
Отношение к делу: не проявляет активности, поручения не выполняет.
Отношение к себе: не реагирует.
Симпатия: не пользуется в группе.
Особенности психических процессов: педагога не слышит, плюется, кусается, находиться и проживает в своем мире.
Память: не запоминает информацию.
Мышление: не воспринимает материал, с задачами не справляется.
Эмоциональная уравновешенность: не уравновешен, жизненные явления не воспринимает.
Ребенку присуще отставание в развитии двигательной сферы, плохая координация, неуверенность, очень большие трудности при выполнении движений по словесным инструкциям. Очень низкое качество выполнения движений – нарушение порядка, количества упражнений.
Недостаточна сформирована мелкая моторик рук, недостаточная координация пальцев.
Для ребенка с врожденным пороком сердца необходимо: создание режима с максимальным пребыванием на воздухе, посильными физическими упражнениями.
Описание образовательной деятельности по 5 образовательным областям :
Особенности коррекционно – развивающей работы с ребенком с ВПС :
• дифференцированный подход,
• понижение темпа обучения,
• структурная простота содержания познаний и умений, наглядности,
• возврат к уже изученному материалу,
• многократное возобновление действий;
• развития самостоятельности и энергичности малыша.
• разные формы одобрения;
• наглядность и принцип от простого к сложному
Все направленности коррекционно-образовательной работы тесно взаимосвязаны и обоюдно дополняют друг друга.
работа по 5 образовательным областям, определенным ФОП ДО:
Социально – коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Познавательное развитие;
Художественно – эстетическое развитие;
Познавательное развитие;
Художественно – эстетическое развитие;
Физическое развитие
Содержание образовательной области " Познавательное развитие "
Основная цель — создание познавательных действий, обогащение познаний о природе; формирование познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей жизни дошкольников с ограниченными способностями обеспечиваются действиями, чувствами, восприятия, мышления, интереса, памяти.
Соответственно выдвигаются последующие задачи познавательного развития:
•формирование и улучшение перцептивных действий;
•ознакомление и создание сенсорных эталонов;
•развитие интереса, памяти;
•развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
•Направление познавательного развития " :
• Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
• Приобщение к социокультурным ценностям.
•Формирование простых математических представлений.
• Ознакомление с миром природы.
(На основании советов по реабилитации ребенка инвалида, совершенной
включенности в процесс, образовательная активность ребёнка исполняется по Образовательной программе МДОУ "Д/ С №20 "
Задачи познавательного развития
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
- Приобщение к социокультурным ценностям.
- развитие познавательных интересов детей;
- ориентировки в окружающем мире, сенсорное формирование,
- формирование любознательности и познавательной мотивации;
- формирование воображения;
- создание первичных представлений об объектах окружающего мира.
-Развитие восприятия, интереса, памяти, наблюдательности,
-Развитие умения устанавливать простые связи между предметами и явлениями, делать простые обобщения.