Татьяна Викторовна Конева
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа по преодолению системного недоразвития речи у ребёнка с синдромом Дауна
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая
программа по преодолению системного недоразвития речи тяжелой степени у ребенка с синдромом Дауна на третьем году обучения
Цели программы.
Основной целью данной программы, будет социализация ребенка в обществе.
Публикация «Индивидуальная коррекционно-развивающая программа по преодолению системного недоразвития речи у ребёнка с синдромом Дауна» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синдром Дауна. Развитие и обучение солнечных детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Развитие устной и письменной речи ребенка.
Задачи
Развитие артикуляционного аппарата.
Работа по развитию речевого дыхания
Развитие мелкой моторики.
Расширение пассивного словаря ребёнка :понимание названий, действий,
явлений и так далее с собственным речевым выражением;
Расширение активного словаря ребенка.
Обучение фразовой речи.
Автоматизация в речи поставленных звуков звуков.
Работа по формированию навыков простого фонематического анализа и синтеза слогов, слов.
Работа по совершенствованию навыков чтения и письма.
Форма работы
С ребенком проводятся индивидуальные занятия два раза в неделю. Занятие длится 35- 45 минут.
Длительность программы
Программа рассчитана на 50 часов.
Краткое содержание программы
Программа предполагает совершенствование звукопроизношения; накапливание и активизация словарного запаса, совершенствование коммуникативных навыков.
Тематическое планирование.
№ Тема занятия Цели и задачи. Содержание Кол-во занятий
1 Гласные буквы и их сочетания.
АУ
УА
ИА
УИА Развитие артикуляционного аппарата,развитие фонематического восприятия,развитие активного словаря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение и написание гласных букв и их сочетаний. Произнесение данных букв,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Перерисуй круг. 3
2
Обратные слоги с согласными,произносимыми длительно.
УМ
ОС
ОМ
ИХ
УН
Ох
Развитие артикуляцион-ного аппарата,развитие фонематического воспри-ятия,развитие активного слова-ря,совершенствование мелкой моторики рук.
Чтение и написание обратных слогов с согласными,произносимыми длительно. Произнесение данных слогов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Перерисовать крест.
3
3 Прямые слоги с согласными,произносимыми длительно
МА
НО
СО
ХЫ Развитие артикуляцион-ного аппарата,развитие фонематического воспри-ятия,развитие активного слова-ря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение и написание прямых слогов с согласными,произносимыми длительно. Произнесение данных слогов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Перерисовать овал. 3
4 Двухсложные слова,начинающиеся с гласных и содержащих согласные,произносимые длительно.
УСЫ
ОСЫ
УМЫ
УХА Развитие артикуляцион-ного аппарата,развитие фонематического воспри-ятия,развитие активного слова-ря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение и написание двухсложных слов,начинающихся с гласных и содержащих согласные,произносимые длительно. Произнесение данных слов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Перерисовать лицо. 3
5 Односложные слова,с согласными,произносимыми длительно.
САМ
СЫН
СОН
МОХ Развитие артикуляцион-ного аппарата,развитие фонематического воспри-ятия,развитие активного слова-ря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение и написание односложных слов,с согласными,произносимыми длительно. Произнесение данных слов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Нарисовать квадрат. 3
6 Двусложные слова с согласными,произносимыми длительно.
НАША
МАША
СОВА
САНИ Развитие артикуляцион-ного аппарата,развитие фонематического воспри-ятия,развитие активного слова-ря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение и написание двусложных слов с согласными,произносимыми длительно. Произнесение данных слов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Перерисовать треугольник. 3
7 Трехсложные слова с согласными,произносимыми длительно.
ЛИМОНЫ
МАШИНА Развитие артикуляционного аппарата,развитие фонематического восприятия,развитие активного словаря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение и написание трехсложных слов с согласными,произносимыми длительно. Произнесение данных слов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Рисовать не заходя за две ограничительные линии. 5
8 Слова с согласными,произносимыми коротко.
СОК
ЛАК
КОТ
МАК Развитие артикуляцион-ного аппарата,развитие фонематического воспри-ятия,развитие активного слова-ря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение и написание слов с согласными,произносимыми коротко. Произнесение данных слов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Обвести линии. 3
9 Слова со стечением согласных на стыке слогов. Развитие артикуляцион-ного аппарата,развитие фонематического воспри-ятия,развитие активного слова-ря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение и написание слов со стечением согласных на стыке слогов. Произнесение данных слов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Обвести круг. 3
10 Двухсложные слова со стечением согласных в одном слоге.
КАР-ТА
САН-КИ
СКМ-КИ
ПАЛ-КИ Развитие артикуляцион-ного аппарата,развитие фонематического воспри-ятия,развитие активного слова-ря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение, написание и произнесение двухсложных слов со стечением согласных в одном слоге. Произнесение данных слов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Перерисовать буквы. 4
11 Трехсложные слова со стечением согласных в одном слоге.
КРОШ-КА
ШНУ-РОК
ШЛАН-ГИ Развитие артикуляцион-ного аппарата,развитие фонематического воспри-ятия,развитие активного слова-ря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение,написание и произнесение трехсложных слов со стечением согласных в одном слоге. Произнесение данных слов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Обвести имя. 5
12 Односложные слова со стечением согласных.
БРАЛ
СМЫЛ
БОЛТ Развитие артикуляцион-ного аппарата,развитие фонематического воспри-ятия,развитие активного слова-ря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение,написание и произнесение трехсложных слов со стечением согласных в одном слоге. Произнесение данных слов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Обвести слова. 4
13 Слова с оппозиционными согласными звуками (звонкими -глухими)
ПАР-БАР
ПАПаХА-РУБАХА Развитие артикуляционного аппарата,развитие фонематического восприятия,развитие активного словаря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение,написание и произнесение трехсложных слов со стечением согласных в одном слоге. Произнесение данных слов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Перерисовать слова. 4
14 Повторение пройденного материала Развитие артикуляционного аппарата,развитие фонематического восприятия,развитие активного словаря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение,написание и произнесение слов. Произнесение данных слов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза слов. - рисование по подражанию и с комментариями педагога («Я веду линию вниз, потом вдоль, потом – вверх, и опять вдоль. Ты делай так же.»);
- ребенок рисует квадрат после того, как ему подсказали, что для этого нужно сделать ( педагог подсказывает ребенку словами: «Веди вниз, вдоль, вверх, вдоль»);
- ребенок рисует квадрат после того, как педагог, взяв его руку в свою, нарисовал квадрат вместе с ним (педагог, взяв руку ребенка в свою, рисует вместе с ним квадрат, задерживая проведение линии при каждой смене направления движения руки, т. е., в углах квадрата);
- ребенок соединяет 4 точки, образующие квадрат (нарисовать 4 точки на бумаге, сказать: «Я соединяю эти точки. Смотри, получился квадрат». Нарисовать еще такие же точки и подсказать ребенку, как их соединить.) 4
15 Итоговая диагностика
Итого 1
50
Ожидаемые результаты: Улучшение звукопроизношения, активизация фразовой речи. Эффективность данной программы оценим в конце года с помощью итоговой диагностики. Диагностику проведем методом беседы с ребенком и его мамой, анализом письменных работ.
Используемая литература.
• Айзенберг Б. И. От звука к речи. Как научиться исправлять произношение у детей и взрослых
• Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М., 1998.
• Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова: В 2х тт. - М., 1997.
• Логопедия. Методическое наследие. / Под ред. Л. С. Волковой. - Кн. V : Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. - М., 2003.
• Логопедия: Методическое наследие. / Под ред. Л. С. Волковой: В 5-ти кн. - М., 2003.
• Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. - М. : 1979.
• Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. - М. : 1999.
• Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / Под ред.
• Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы ;Под редакцией доктора пед. наук Воронковой В. В.
• Рау Е. Ф., Рождественская В. И. Исправление недостатков произношения у школьников. - М. : 1980.
• Шаховская С. Н. Алалия. //Расстройства речи у детей и подростков. - М., 1969.
• Шаховская С. Н. Использование наглядности при развитии речи у детей с алалией. //Расстройства речи и методы их устранения. - М., 1975.
• Шаховская С. Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией. //Патология речи. - М., 1971.
• Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.
• Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Организация логопедической работы в специальном детском саду. - М., 1989.
• Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1994.
• Ткаченко Т. А. Логопедический букварь. -ЭКСМО М;2009.
• Учимся читать. -М: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2008