ольга гришина
Практическая интеграция детей с ОВЗ в образовательный процесс организованного коллектива
▼ Скачать + Заказать документы
Люди мало знают о синдроме Дауна, но для всех очевидно: ребёнок с синдромом Дауна – не совсем такой, как другие дети. Из-за единственной лишней хромосомы ребёнок всегда будет оставаться «особым» - он будет по-другому развиваться, мыслить, разговаривать, любить….
Синдром Дауна - самая распространенная на сегодняшний день форма хромосомной патологии, при которой умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью, которая получила название «монголизм». Такое определение впервые дал в 1866 году Джон Лэнгдон.
Публикация «Практическая интеграция детей с ОВЗ в образовательный процесс организованного коллектива» размещена в разделах
Если раньше считалось и утверждалось о безнадежности этого диагноза, то в последние годы данная точка зрения коренным образом изменилась, так как дети с синдромом Дауна, с легкой степенью умственной отсталости, могут находиться не только в детских садах общего типа, но и учиться в общеобразовательных школах с слегка откорректированными программами. Это говорит о том, что данная категория детей обучаема. В целях изменить сложившееся годами мнение о безнадежности обучения детей с синдромом Дауна, Российская Федерация и правительственные органы приняли ряд законов и нормативных актов с целью оказать помощь в выживании, лечении, образовании, социальной адаптации, а самое главное, интеграции их в дошкольные образовательные учреждения общего типа, в среду здоровых детей, о чем раньше родители таких детей и не мечтали.
Детский сад - это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в основной поток сверстников.
Став воспитателем, «особого» ребёнка перед нами встал вопрос - как воспитывать ребёнка?
Все направления нашей коррекционно-образовательной работы мы стараемся делать взаимосвязанными, а задачи обучения решаем комплексно.
Планирование работы с таким ребёнком основывается на результатах диагностики.
Цели занятий должны быть четкими и конкретными, учитывающими индивидуальные особенности, зоны актуального и ближайшего развития детей.
В своей работе помимо основной программы мы используем программу «Маленькие ступеньки», которая рассчитана на детей с синдромом Дауна.
Цель этой программы - помочь детям с трудностями в развитии вести жизнь, максимально приближённой к нормальной жизни.
Единство требований и настойчивость взрослых – важный элемент учебно-воспитательного процесса в целом и особенно при обучении бытовым навыкам самостоятельности. Каждое занятие должно завершаться успехом. Неудача, сопровождаемая отрицательными эмоциями, может спровоцировать отказ от дальнейшего участия в обучении или нежелание выполнять уже почти освоенное действие. Развитие крупной и мелкой моторики у них происходит медленнее, вследствие сниженного мышечного тонуса, чрезмерной эластичности связок, коротких рук и ног, ослабленного чувства равновесия, медицинских проблем со здоровьем. Поэтому мы в своей группе для развития движений пользуемся активной гимнастикой.
При общении с ребёнком меньше употребляем слова «скажи», «повтори», поскольку это может привести к отказу от общения. Гораздо эффективнее создавать условия, в которых ребенок сам захочет что-то сказать.
При использовании коммуникативных картинок стараемся параллельно показывать натуральные, реальные предметы, которые изображены на картинке.
Работаем в тесном контакте с учителем-логопедом и педагогом психологом.
В своей работе мы используем:
• Творчество - работа с различными материалами и сюжетами дает возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.
• Сказкотерапию- потенциальная возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку развиваться в социуме как личности.
Всё это способствует развитию произвольности, внимания, наглядно-образного мышления, становлению личности ребенка.
• Взаимодействие (дружный круг) - хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива.
• Развитие речи - сочетание сказки, продуктивной деятельности с речевыми играми и заданиями и направленно на развитие лексики, грамматического строя, связной речи детей.
Работа, по активизации компенсаторных возможностей у ребенка с синдромом Дауна, опирается на сильные стороны его развития:
-относительная сохранность эмоций;
-сохранность зрительно-двигательного восприятия;
-сохранность тактильной чувствительности.
Двигательно-зрительные ощущения дают самый высокий уровень запоминания.
Коррекционная работа с ребенком строится на материале лексических тем.
В течении года мы работаем по следующим разделам:
-социально-эмоциональное развитие;
-формирование общения,
-восприятие и развитие речи;
-навыки общей моторики;
-развитие мелкой моторики пальцев рук;
-развитие навыков самообслуживания.
Работа по этим направлениям значима для развития ребенка с синдромом Дауна.
Несмотря на это основной задачей интеграции остается включение детей в социум.