Шевелёва Нини Николаевна
Индивидуализация образовательного процесса в раннем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила Шевелёва Нина Николаевна
Индивидуальные особенности личности начинают развиваться в самом раннем возрасте. Ребенок начинает позиционировать себя как что-то неповторяющееся и индивидуальное уже к 3 годам. Это связно с тем, что он сам уже может проявить начальные этапы анализа других людей и детей, может сравнивать себя, выделять в себе особенности или отличия. Такое ранее принятие индивидуальности ребенком, предполагает движение в образовании в сторону индивидуализации личности.
Публикация «Индивидуализация образовательного процесса в раннем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на следующих принципах:
- каждый ребенок уникален;
- развитие индивидуальных способностей и интересов должно поддерживаться взрослыми.
Уже несколько лет психологи и педагоги говорят о необходимости изучения и учета личных особенностей каждого ребенка, определяя это как «индивидуализация». Нередко индивидуализацию сравнивают или даже подменяют другими понятиями, как «индивидуальный», «индивидуально-дифференцированный подход».
Как пишет в своей книге Михайлова-Свирская, под индивидуализацией понимается процесс создания и осознания личностью собственного опыта, в котором он проявляется себя в качестве субъекта собственной деятельности, который определяет и реализует собственные цели, через принятия на себя ответственности за результат своей деятельности.
Педагог, как и требует это ФГОС, должен находиться рядом с ребенком. Но в случае индивидуализации образования, в задачи воспитателя добавляется изучение каждого ребенка как личности. Как говорилось ранее, индивидуализация следует принципу – каждый ребенок уникален, поэтому педагогом составляется индивидуальная среда для каждого ребенка. Звучит это масштабно, однако на практике показано, что даже некоторые изменения в предметно-пространственной среде развивают у ребенка чувство, что его чувства «слышат» и заботятся только о нем.
Принципы индивидуализации хорошо согласовываются с принципами проектной деятельности, что успешно доказано моим педагогическим опытом. Благодаря проектной деятельности мнение каждого ребенка учитывается, он начинает критически мыслить, делать первые шаги при выборе собственной роли. Ребенку становится комфортно разговаривать с педагогом, когда выстраивается диалог, основанный на идеях ребенка и подхваченный опытом воспитателя. Ребенок раннего возраста еще не умеет ставить задачи, но уже учиться их решать, собственным путем. Даже такие, на первый взгляд, простые проекты как: «Чудо-огород на подоконнике», «Мир цвета», «Семья», показали, насколько каждый ребенок уникален при выборе материала, способа реализации данного проекта. Самое главное в проектной деятельности дать волю детям самим сделать окружающую среду, которая отражает только их особенности.
Стоит отметить, что при реализации проекта «Семья» интересно разделились обязанности детей в сюжетно-ролевой игре, конечно, это только начальные этапы развития ролевых отношений, но удивительным было, что мальчики с удовольствием накрывали на столы, а девочки «работали». То есть семейная модель поведения уже в этом возрасте может отличаться от привычных стереотипов.
Осознание себя как личности у детей происходит через внедрение в образовательный процесс неких «якорей», которые понимает только ребенок. Его игрушка, фотография семьи, собранная башня из конструктора. Все эти якоря помогают не только помочь ребенку адаптироваться и чувствовать себя комфортно, но и помогает наладить контакт с ребенком. Самое главное ребенку необходимо знать, что вы как воспитатели и педагоги знаете про его любимые игрушки или поделки.
Именно на таких якорях строились все проекты, которые были реализованы мной. Ориентировка на личность ребенка предполагает, что созданная совместно с детьми предметно-развивающая среда уже является уникальной, понятной только для определенного количества человек. Создавая вокруг собственную среду ребенок учится выражать свои эмоции, проявлять качества, быть инициатором собственных идей.
Для меня развитие индивидуализации в ДОУ процесс сложный, но интересный. Маленькие дети делают первые шаги в открытия себя как личности, отрадно смотреть, что именно в дошкольном возрасте ребенок научится выражать и действовать самостоятельно.