Виктория Клочкова
Импровизация, как метод развития детской инициативы и самостоятельности на уроке «Акробатический рок-н-ролл»
▼ Скачать + Заказать документы
ИМПРОВИЗАЦИЯ, как метод развития детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации 3 – го часа физической культуры посредством программы «Акробатический рок-н-ролл» в начальной школе.
Актуальность данной темы заключается в следующем: на сегодняшний день России современному обществу нужны люди творческие, раскрепощённые, креативные, коммуникабельные и инициативные. Для того чтоб сформировать такую личность необходимо делать упор на творчество, самовыражения, импровизацию. В мире уже существуют различные тенденции по развитию инициативы и самостоятельности. Россия на данный момент делает только первые шаги в развитии этого направления, поэтому для развития современной личности я предлагаю включать в свою работу с детьми метод ИМПРОВИЗАЦИИ!
Публикация «Импровизация, как метод развития детской инициативы и самостоятельности на уроке „Акробатический рок-н-ролл“» размещена в разделах
Цель реализации методической темы - это развитие детской инициативы и самостоятельности путем формирования универсальных учебных действий, развитие личностных качеств созидателя, творца, а также расширение кругозора учеников.
Задачи:
• Сохранение и поддержание индивидуальности ребенка;
• Воспитание взаимопонимания, уважительного отношения друг к другу;
• Формирование устойчивого интереса к занятиям; развитие мотивации;
• Развитие инициативности, любознательности, самостоятельности;
Особенностью программы рок-н-ролл является обеспечение не только духовно-нравственного, но и физического развития личности гражданина, укрепления его здоровья.
Реализуется данная программа, за счет 3-го часа физической культуры в начальной школе.
Одной из самых важных особенностей программы, является применения методического приема-импровизация.
Воспитательные возможности импровизации усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Дети – импровизаторы от природы. Они сами сочиняют, сами драматургически обрабатывают материал жизни. С помощью детской импровизации дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.
В процессе импровизации дети обогащаются эмоциональным опытом, учатся проявлять инициативу в продуктивной деятельности. Метод импровизации применим на любом учебном предмете и во внеурочной деятельности. Мы применяем импровизацию на всех школьных мероприятиях.
Импровизация универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми, в любых режимных моментах, на занятиях и на уроках, внеклассных мероприятиях. Она имеет коллективный групповой, парный и индивидуальный характер, что создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. Она помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить себя.
Импровизация существует во многих видах и проявлениях, основными принято считать следующие:
• Бытовая-словесная импровизация (используем в повседневной жизни) - под этим подразумевается способность свободно говорить на любые темы без пауз, запинок и внутреннего напряжения, не используя слова-паразиты. А грамотно говорить, значит быть уверенным в свои силы и возможности. (Развивается с помощью применения основных видов импровизации)
• Музыкальная импровизация. Характеризуется возможностью создавать мелодию из ничего. Жанр и инструмент могут быть любыми.
• Литературная импровизация (экспромт) представляет собой способность выдавать придуманные сюжеты в виде баллад, стихов или историй.
• Театральная импровизация подразумевает сценическое мастерство актера, поддерживать ход представления вне зависимости от заданного сценария, как того потребует обстановка.
• Танцевальная, двигательная. Может быть в любом стиле – на этом виде импровизации я сегодня и остановлюсь, так как именно она лежит в основе моей методической темы.
В современном мире танец является языком высказываний того, что чувствует человек в определённый промежуток времени. Для того, чтобы научить учащихся выражать свою внутреннюю энергию в танце, необходимо научить его импровизировать. Это даёт уверенность в своих силах и возможностях. Импровизируя, учащиеся не только осознают свое тело, выражая свои мысли в движениях, но и освобождаются от зажатости, скованности, тем самым становятся увереннее в себе. Благодаря уроку рок-н-ролла в первую очередь, мы создаем благоприятные условия для развития мышления и делаем важные шаги к проявлению инициативы и самостоятельности.
Пример упражнения на импровизацию «Зеркало» НА УРОКЕ РОК-Н-РОЛЛА
Длительность – 5-10 минут. Это упражнение, в котором дети учатся импровизировать в паре и в группе по заданию учителя. Сначала дети встают в пары друг к другу лицом на небольшом расстоянии. Включается спокойная медленная композиция. Один в паре ведущий, другой– ведомый. Ведущий медленно двигается, ведомый зеркально должен повторить движения партнера. Движения ведущего не должны быть резкими и сложными, чтобы партнер мог в точности «отразить» их.
-Это упражнение сближает детей, помогает почувствовать партнера без слов, учит внимательному и доброму отношению друг к другу. В процессе его выполнения рождается целый танец-импровизация.
Успешные шаги для обучения любого вида импровизации;
1. Необходимо найти контакт с учениками, так сказать «быть на одной волне».
2. Убедитесь, что даете, то что сможет выполнить ученик.
3. Давайте определенную тему, четко разбивайте тему на задачи понятные ученику 4. Очень важен момент поддержки на начальном этапе поэтому, подсказываем и направляем.
5. И конечно момент похвалы и аплодисментов.
-Данную методику использую в соей работе 3 года
Результаты; за три года реализации третьего часа физической культуры, по средствам программы рок-н-ролл у учащихся сформировались важные универсальные учебные действия и умения, которые позволяют им выйти за пределы урока и проявить себя в различных конкурсах и мероприятиях. За указанный период, наша школа участвовала в различных конкурсах-фестивалях на городском и муниципальном уровне. Имеет награды лауреатов, призеров и победителей конкурсов-фестивалей. С 2018 года принимаем активное участие в соревнованиях которое проводит «Всероссийская федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла» в Сахалинской области. В кубковых соревнованиях стабильно участвуют 11 человек, 4 пары и 3 человека сольно, достижений у ребят не мало за 2 года:15-первых мест,6-вторых мест,2-третьих места и 3 – четвертых места в разных конкурсных номинациях. В феврале 2019 года наша пара Полина Писцова и Тен Константин взяли кубок по первенству Федерации Сахалинской области по спортивным танцам. На данный момент, мы ведем активную танцевальную жизнь в городе и области. В середине 2020 года планируем участвовать в Международных конкурсах-фестивалях.
Вывод
На данный момент, перед нами- учителями, стоит не простая задача, которую поставил перед президент, а именно Национальный проект «Образование» направляет нас на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично-развитой, социально - ответственной и самостоятельной личности.
Применяя данную методику на уроках и во внеурочное время, мы стираем определенные рамки традиционного преподавания и этим самым даем больше возможности нашим ученикам самостоятельно развиваться и совершенствоваться. И на последок,