Савуя Абдуллина
«Число имен существительных». Конспект урока русского языка в IV классе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели урока : Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить с числами существительных и умение определять их. Развивать орфографическую зоркость, расширить словарный запас учащихся.
Работа над каллиграфией.
Оборудование: рисунки, плакат со скороговоркой, со словами, карточки
Ход урока
I.Организационный момент
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте!
Публикация «„Число имен существительных“, Конспект урока русского языка в IV классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-Урок русского языка.
II. Самостоятельное чтение (5 минут)
III. Сообщение цели урока
-Посмотрите на доску. На доске рисунки. Чем они отличаются?
мяч яблоки
яблоко мячи
(ответы детей)
- Соедините стрелками эти рисунки.
-Тема нашего урока – «Что такое число в русских словах»
IV. Работа над артикуляционными упражнениями
а) Упражнения для постановки дыхания
б) Упражнения для языка
в) Работа над скороговоркой:
Пекарь пек калачи в печи. В печи пекарь пек калачи. (на плакате)
V.Чистописание.
а) Массаж рук.
Жили-были три пингвина. (Хлопки в ладоши.)
Пик, пак, пок. (Удары в столу.)
Хорошо и дружно жили. (Ладошка «моет» ладошку.)
Пик, пак, пок. (Удары по столу.)
Как-то утром на рыбалку. (Хлопки.)
Пик, пак, пок. (Удары по столу.)
Зашагали вперевалку. (Ладошки «шлепают» по столу.)
Пик, пак, пок. (Удары по столу.)
Наловили много рыбы. (Вращение кистей рук себе.)
Пик, пак, пок. (Удары по столу.)
И еще поймать могли бы. (Вращение кистей рук от себя.)
Пик, пак, пок. (Удары по столу.)
б) Догадайтесь, какую букву будем писать?
В старости я
один раз встречаюсь.
В молодости –
Три раза.
В огне не сгорю.
И в воде не потону. (Буква О.)
в) Работа в тетради.
Оо
Семеро одного не ждут.
VI. Повторение.
1. Проверка домашнего задания.
2. Работа с существительными.
- Прочитайте слова на плакатах. 1-ый ряд читают слова первого столбика, 2-ой ряд- второй столбик.
волк помидор
арбуз хозяин
молодежь Сибай
вилка малыш
аллея платье
озеро лось
- Определите род имен существительных.
Поставьте к ним вопросы.
- Что такое имя существительное?
VII. Работа по теме урока.
Упражнение «Загадки». Учитель читает загадки.
а) Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
б) Стальной конек по белому полю бегает,
За собой черные следы оставляет.
в) В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
- Отгадки запишем на доске:
Бабочка-
Ручка-
Поезд-
- Какими значениями отличаются друг от друга эти названия предметов?
- Они различаются своими лексическими значениями, т. е. называют разные предметы.
Существительные в русском языке изменяются по числам, имеют формы единственного и множественного числа.
(на доске плакат)
- Образуйте эти слова во множественном числе.
Запишите в тетрадях.
- Ребята, сделаем вывод. Какие окончания имеют существительные во множественном числе.
(ответы детей)
VIII. Физминутка.
Раз- встали из-за парт,
Два- взялись за бока,
Три-назад посмотри,
Четыре- руки,
Пять- дотянись до пят,
Шесть- на место тихо сесть.
IX. Закрепление изученного.
а) – Вспомним песенку Эдуарда Успенского
про Чебурашку.
Теперь я Чебурашка,
Мне каждая дворняшка
При встрече сразу лапу подает.
- Назовите имена существительные. Определите
их падеж, число.
б) Работа по учебнику.
Упражнение 260 (письменно, на доске).
- Запишите каждое слово сначала в единственном, а потом во множественном числе.
(Например, лучи- луч).
X. Работа с карточками.
-Подбери к каждому ряду существительных одно общее по образцу, вставив пропущенные буквы.
(Кружка, рубашка, майка, платье-одежда.
Кресло, кр…вать, д…ван, шкаф-…
С…бака, медв…дь, обез…яна, лошадь, к…рова-…
К…ртофель, к…пуста, м…рковь, п…мидор-…
Ст…ляр, летчик, учит…ль, докт…р-)
XI. Работа по учебнику.
а) Упражнение 265 (устно).
- Самостоятельное чтение (1 раз).
- Хоровое чтение (1 раз).
- Назовите существительные единственного числа.
- Образуйте эти слова во множественном числе.
-Сделаем вывод, что части слова, которые служат для выражения его грамматических значений, называются грамматическими формами слова.
XII. Итог урока. Оценивание.
-Какие бывают числа в русском языке?
-Что такое грамматические формы?
- А теперь все встали. Вспомним скороговорку.
- Быстро, четко произносим 3 раза.
(на плакате)
- В каком числе слово «калачи», «пекарь»?
Домашнее задание.
Упражнение 260.
-Выучите наизусть, приготовтесь писать по памяти.