Eлена Марченко
Конспект урока по русскому языку в III классе «Глаголы ли слова «лежать», «сидеть»? А «бег» и «ходьба»? (УМК «Гармония»)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : Глаголы ли слова «лежать», «сидеть»? А «бег» и «ходьба»?
Цели урока : создать условия для успешного решения учебных задач (развития, освоения знаний и воспитания)
Задачи урока :
обучающие
Развивающие:
воспитывающие:
1. Уточнить комплекс признаков, руководствуясь которыми, следует определять принадлежность слова к той или иной части речи;
2. Расширить представления учащихся о значении глаголов;
Публикация «Конспект урока по русскому языку в III классе „Глаголы ли слова „лежать“, „сидеть“? А „бег“ и „ходьба“? (УМК „Гармония“)» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
3. Закрепить знания учащихся о частях речи /лексическое значение, изменение частей речи/.
4. Углубить знания уч-ся о многозначности и омонимичности частей речи;
5. Привить навык распознавания частей речи.
1. формировать критическое мышление; развивать умения учащихся анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
2. Развивать эмоциональность, любознательность
1. воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, вовлечь детей в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки общения.
2. Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, дружбы, как нравственных начал человека.
Ход урока:
1. Введение в тему
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит дать ответ на вопрос Антона. Дело в том, что Антон получил задание: определи к какой части речи относятся слова бег, ходьба, лежать и сидеть. Выполняя это задание Антон зашёл в тупик. Давайте ему поможем. Но прежде чем мы будем помогать Антону, давайте немного повторим: что мы с вами знаем о частях речи?
2. Повторение пройденного. Определение цели урока.
- А как вы определяете, к какой части речи относится слово? (задаём вопрос, смотрим, что обозначает)
- Сейчас каждая ученик получит карточку, на карточке написано название части речи, напишите на карточке, что вы знает про свою часть речи. (каждый ученик получает карточку, на выполнение задания 5 минут);
Имя прилагательное
обозначает Признак предмета
В нач. форме отвечает на вопросы Какой?
изменяется По числам, родам и падежам
Имя существительное
обозначает Предметы
В нач. форме отвечает на вопросы Кто? Что?
Не изменяется По родам
изменяется По числам, падежам
Глагол
обозначает Действие предмета
В нач. форме отвечает на вопросы что делать? что сделать?
изменяется по временам, по числам, родам или лицам
(После выполнения задания дети сверяют свои ответы с ответами на слайде, оценивают свою работу в соответствии с критериями: 1. Карточка заполнена верно- «5» 2. Одна ошибка-«4» 3. Две ошибки- «3» 4. Более трёх ошибок «вывод: нужно вернуться к правилам»)
- Давайте на практике проверим свои знания. Определите, какой частью речи являются выданные вам слова?
Осень, листопад, падают, солнечный, листья, срываются, осенний, дождливый, день, осыпаются, пасмурный, кружатся.
(К себе в тетрадь дети выписывают из предложенных слов те части речи, которые соответствуют названию карточки)
- Есть ли здесь сложное слово? (листопад)
- Есть ли однокоренные слова?
- Какие самостоятельные части речи отсутствуют среди предложенных слов?
3. Новый материал.
- Ребята, мы с вами повторили всё, что мы знаем о частях речи, пришло время помочь Антону правильно определить к какой части речи относятся слова бег и ходьба, лежать и сидеть. Когда Антон выполнял это задание он рассуждал так: лежать- не действие, значит, это слово- не глагол. А бег и ходьба- это действия, значит- это глаголы. Как вы думаете верно ли рассуждал Антон? Давайте вспомним три особенности, которыми отличаются части речи. О чём забыл подумать Антон?
(на какой вопрос слово отвечает, что слово называет, как изменяется)
- Давайте посмотрим, на какой вопрос отвечает слово ходьба, что это слово называет, как изменяется слово «ходьба» - по падежам или по временам?
И. п. что? Ходьба
Р. п. нет чего? ходьбы
Д. п. к чему? К ходьбе
В. п. люблю кого? Что? Ходьбу
Т. п. увлекаюсь чем? Ходьбой
П. п. говорю о чём? о Ходьбе
- Это слово отвечает на вопрос существительного, изменяется как существительное, значит это – существительное.
- Давайте посмотрим, как изменяется слово «лежать». (запись в тетради)
Что делаю? Лежу - наст. время
Что делала? Лежала – прош. вр.
Что сделает? полежит- буд. вр.
- Это слово отвечает на вопрос глагола, изменяется как глагол, значит это – глагол.
- Ребята, давайте составим памятку, как различить части речи, если они обладают признаками сразу 2-х частей речи.
№ 257 (составление памятки и сверка с учебником на с. 150, начало памятки)
- Ответим на вопрос Антона: Лежать и сидеть – это…
- А бег и ходьба – это…
4. Закрепление изученного:
- упр № 258, работа по заданию учебника.
- упр. № 259, работа по заданию учебника.
5. Итог урока :
- Какую пользу принёс вам сегодняшний урок?
- Что нового узнали из урока?
- Кто на ваш взгляд работал на уроке активно?
6. Домашнее задание:
- упр. № 260, по заданию учебника.