Дарья Набока
Игры-этюды для профилактики агрессии у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Игра-этюд 1. «Сосулька».
Цель: Психомышечная тренировка. (Психомышечная тренировка направлена на совершенствование двигательных представлений, главным образом за счет сосредоточения внимания и обеспечения сознательного контроля движений.) Развитие мышления,
творческой фантазии, воображения.
Ставится небольшой стол или стул, ребенок ложится на него так, чтобы мог тихонечко сползать. Педагог объясняет ребенку, что он снег на крыше, и так как началась весна- на него солнце светит своими лучиками и он тает. (Ребенок медленно сползает)Капает, капает сосулька и превращается в «лужу». Ребенок должен изобразить лужу.
Публикация «Игры-этюды для профилактики агрессии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Агрессия. Игры для снижения агрессии
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
2. «Автобус».
Цель: Преодоление двигательного автоматизма.
На пол стелется ткань, обозначается вход и выход из «автобуса».
Сначала 2-3 пассажира едет в автобусе, потом еще 3 человека садятся в автобус. Когда педагог видит, что детей уже много на ткани, он просит выйти Женю и Луку, который в самом дальнем углу автобуса находятся. Дети должны аккуратно попросить подвинуться, других детей и пробраться к выходу, пока автобус стоит на остановке.
3. «Комар».
Цель: Включить тактильные ощущения. Закрепить знания о теле человека.
Две подружки пошли прогуляться по парку и вдруг подлетает противный, нудный комар и не отстает (воображаемый комар). Ведущий комментирует: «Комар сел на правую коленку Лере», «Комар сел налевое ухо Кире» и т. п.
4. «Берлога».
Цель: Побуждение активности, умение подчиняться определенным правилам. Преодоление двигательного автоматизма.
Ставится стулья, накрываются тканью- получается «берлога» Мишки. Одному из детей предлагается исполнить роль медведя, который сопит, вертится в берлоге у себя. Другому ребеночку дается роль «солнышка».Солнце своими лучами падает на берлогу мишки и ему становится там жарко и он старается вылезти из берлоги очень аккуратно, чтобы в следующем году он мог снова уснуть в этой берлоге. Мишка вылез и пошел по лесу (ребенок должен максимально передать движения медведя)
5. «Мандарин».
Цель: Сплоченность играющих. Развитие творческой фантазии, воображения. Снижение отторжения от тактильных ощущений.
Дети садятся на корточках в круг, они дольки одного целого мандарина. У мандарина есть кожура и покрывают детей покрывалом. Затем ведущий говорит: - «Хочу мандаринными дольками украсить торт, но сначала надо его очистить»(ведущий снимает медленно покрывало).Дольки рядом сидят, и вот ведущий по одной дольке разбирает мандарин.
6.«Собака в будке».
Цель: Развитие умения правильно выражать свои чувства и правильно оценивать отношение к себе других людей.
Ставится небольшой стол и накидывается тканью- это будка. И каждого ребенка просят побывать собакой. Вот один ребенок заползает в будку, и педагог спрашивает у остальных детей : «Как вы думаете в будке сидит добрая или злая собака?». Потом звучит фраза: «Собака выходи!».
7. «Гусеница».
Цель: Преодоление двигательного автоматизма. Обучать детей понимать эмоциональное состояние других людей.
Ребенка заматывают в ткань (становится гусеницей) и он лежа пытается раскрутиться из ткани. Затем ребенок превращается в кокон, и дальше раскручивается. Пока ребенок старается выбраться из ткани, педагог у других детей спрашивает : «Как вы думаете, что сейчас испытывает (имя ребенка?»
8.«Виноград».
Цель: Сплоченность играющих. Преодоление двигательного автоматизма.
Берется шнур (ткать свернутая в трубочку)-это веточка винограда, а ребята –это ягодки, выросшие на этой веточке. Ведущий должен попробовать этот виноград. Ведущий говорит: -«Я думаю, что этот виноград еще кислый, не зрелый», в этот момент дети крепко держаться за «веточку».(держаться двумя руками сверху шнура). Затем ведущий снова говорит: - «А вот сегодня виноград уже дозрел и его можно собирать». Дети-ягодки ослабили руки. и Ведущий аккуратно «снимает» урожай.
9.«Мороженное» игровой этюд
Цель: Развитие фантазии. Развитие эмоциональной сферы психики.
Два друга пошли погулять, попросили у мамы с папой немного денег. Гуляют-гуляют и видят магазин. Заходят и покупают по мороженному. идут дальше … встречают своего знакомого и забывшись кладут мороженное на скамейку. А так как на улице было тепло мороженное растаяло. Детям предлагается изобразить мороженное, которое тает.
Затем когда друзья увидели что нет больше их мороженного -одного просят позлиться и возмущаться, а другой должен успокоить злого друга.
В итоге задается вопрос: «Ты еще злишься, что мороженное растаяло?»
10. Показать доброго и злого и доброго пса.
Цель: развивать у детей умение понимать эмоции, причины поведения других.
Детям предлагается показать доброго, ласково пса, а затем когда «псу» не дают косточку, он начинает злиться.
11. Осенние листья.
Цель: Развивать слух, воображение, учить выполнять движения под музыку.
Ветер играет осенними листьями, они кружатся и танцуют, постепенно опускаясь на землю.
Педагог в это бьет в бубин и в зависимости от частоты стуков (силы ветра) дети «летают»
Музыкальное сопровождение: «Вальс-фантазия», муз. М. Глинки или вальс «Осенний сон», муз. А. Джойса.
12. Жадный пес
Цель: развивать внимание, мышление, воображение. Снятие двигательного автоматизма.
Воспитатель читает стихотворение Василия Квитка "Жадный пес"
Затем дети имитируют действия, о которых говорится в стихотворении.
13. «ТЮЛЬПАН»
Цель. Развивать пластику рук, воображение.
Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.
1. Утром тюльпан раскрывается
2. На ночь закрывается
3. Тюльпанное дерево
Раскидывает свои ветви
И осенью листики опадают
Соединяя ладони, поднять руки к подбородку, раскрыть ладони, локти соединить. Соединяя ладони, опустить руки вниз.
Внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать руки над головой. Руки сверху раскинуть в стороны, ладони вверх.
14. «ЕЖИК»
Цель. Развитие координации движений, ловкости, чувства ритма.
Ход игры. Дети лежат на спине, руки вытянуты вдоль головы, носки ног вытянуты.
1. Ежик съежился, Согнуть ноги в коленях, прижать
свернулся, к животу, обхватить их руками,
нос в колени.
2. Развернулся. Вернуться в исх. п.
3. Потянулся. Поворот на живот через правое
плечо.
4. Раз, два, три, четыре, Поднять прямые руки и ноги пять. вверх, потянуться за руками.
5. Ежик съежился опять… Поворот на спину через левое плечо, обхватить руками ноги, согнутые в коленях, нос в колени.
15. «ЗМЕИ»
Цель. Развивать чувство ритма, пластику рук, снятие двигательного автоматизма.
Ход игры. Дети сидят врассыпную по-турецки, руки в стороны, ладони вниз, спина прямая. Все вместе произносят текст:
На охоту собираясь, На каждый слог плавным движением приблизить тыльные стороны ладоней к плечам и обратно, как бы отталкиваясь от плеча.
Ползут змеи, извиваясь.
На каждый слог то же движение, но поднимая руки вверх и опуская вниз. Можно делать упражнение без текста на звуке «с-с-с-с-с-с-с».
Упражнения для снятия агрессивности.
1)Упр. "Брыкание"
Ход: дети ложатся на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно они начинают брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар дети говорят "Нет!", увеличивая интенсивность удара.
Цель: Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.
2)Упр. "Кулачок"
Ход: дети берут в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету. Ведущий просит сжать кулачок крепко-крепко, подержать кулачок сжатым, а затем раскрыть его - рука расслабится и на ладошке будет красивая игрушка или конфета.
Цель: Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.
3)Игра "Карикатура"
Ход: в группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группа предлагает нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. На следующем занятии предметом обсуждения может стать другой ребенок.
Цель: Игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность посмотреть на себя со стороны.
4)Упр. "Лепим сказку"
Ход: детям предлагается всем вместе слепить какую-нибудь сказку. При подборе сказки важно учесть, что в ней должно быть достаточно много героев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсуждают, какой фрагмент они будут лепить и соотносят друг с другом свои замыслы.
Цель: Работа с пластилином дает возможность сместить "энергию кулака".
5)Упр. "Разыгрывание ситуации"
Ты вышел во двор и видишь, что два мальчика дерутся. Разними их.
Тебе хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят.
Попроси ее.
Ты обидел своего друга. Попробуй помириться.
6)Игра "Воробьиные драки"
Цель: снятие физической агрессии.
Ход: Дети выбирают себе пару и "превращаются" в драчливых "воробьев" (приседают, обхватив колени руками). "Воробьи" боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих
колен, тот выбывает из игры ("лечат крылышки и лапки у доктора Айболита"). "Драки" начинаются и заканчиваются по сигналу ведущего.
7)Игра "Минута шалости"
Цель: психологическая разгрузка.
Ход: Ведущий по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется - прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.
Целью является пополнение и активация опыта родителей и воспитателей, включение родителей в воспитание детей, желание участвовать в жизни ребенка, помочь своим детям преодолеть агрессивность.