Светлана Ефремова
Игры-экспериментирования с водой с младшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С МЛАДШИМИ
ДОШКОЛЬНИКАМИ
в первой младшей группе с 2 до 3 лет
ГБОУ Школа № 170 им. А. П. Чехова
Воспитатель
Ефремова Светлана Павловна
«Водичка, водичка»
1 «Прозрачная вода»
Игра-экспериментирование
Цель: познакомиться с водой, ее свойствами (прозрачная, без запаха,
льется, сформировать умения и навыки по использованию воды.
Материал: две прозрачные баночки (одна заполнена водой, вторая - с чаем,
Темочки:
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Игры для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
стеклянная банка с широким горлышком, таз с водой, ложки, маленькие
ковшики, сахар, стаканчики для детей, предметные картинки.
Описание:
В гости к ребятам приходит Капелька.
-Кто такая капелька? Где она живёт?
Ребятам предлагается узнать, что в банках. Дети убеждаются, что в одной
– вода, в другой – чай.
-Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем она пахнет?
Взрослый предлагает детям наполнить стаканчики водой с помощью
ковшиков.
-Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льётся).
Послушайте, как она льется. Какой слышим звук?
Взрослый предлагает добавить в стаканчики песок ложечкой. Помешать и
понаблюдать, как сахар растворился.
Детям предлагают поиграть в игру «Узнай и назови». Показывая картинки
через банку с чаем, взрослый спрашивает: «Вы что-нибудь видите?» Затем
идёт рассматривание картинок через банку с водой.
-Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода?
(Прозрачная).
- Что мы узнали о воде?
2 «Чистящая вода»
Игра-экспериментирование
Цель: получить или закрепить представления, что вода смачивает и
очищает, сформировать умение (навык) мыть руки водой через
практикование и экспериментирование с водой.
Материал: широкая миска (желательно прозрачная) с водой, 2 салфетки:
чистая и грязная, безопасная краска для нанесения на детские ладони.
Описание: Предложить ребятам взять бумажную салфетку (чистую) и
осторожно опустить ее в сосуд на поверхность воды. Объяснить, что вода
намочила салфетку.
Аналогично проделать с грязной салфеткой. Объяснить, что вода растворила
грязь. Рассмотреть вместе с детьми, как вода оказывается грязной.
Затем нанести на детские ладошки краску и попросить детей растворить ее в
воде, опустив туда руку. Понаблюдать, что будет с ладонями. Рассмотреть,
как окрашивается вода, а руки становятся чистыми. Порассуждать с детьми,
зачем мыть руки, можно ли ходить с грязными руками, почему это
небезопасно.
3 «Мокрые рукава и полотенце»
Игра-экспериментирование
Цель: показать необходимость засучивать рукава (т. к. они будут
мокрые) и вытирать руки полотенцем насухо, сформировать умение (навык)
мыть руки водой и правильно вытирать их полотенцем через практикование
и экспериментирование.
Материал: кусочек полотенца или маленькое полотенце целиком, широкая
миска с водой.
Описание: Предложить ребятам взять полотенце и положить в миску.
-Как вы думаете, что будет с кусочком? (Намокнет, станет мокрым).
Попробовать с рукавом одежды. Объяснить, что рукава одежды тоже могут
намокнуть. Подумать, удобно и полезно ли ходить с намоченными рукавами
рубашки. Почему это не безопасно. Объяснить, что полотенце впитывает
воду (становится мокрым, которая есть на руках.
4 «Грязные и чистые руки»
Игра-экспериментирование
Цель: получить или закрепить представления, что вода очищает,
сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки водой через
практикование и экспериментирование с водой.
Материал: две прозрачные миски, условная грязь (глина, краска).
Описание: Предложить ребёнку пополоскать руки в миске. Затем испачкать
руки и снова пополоскать их. Сравнить воду по цвету. Подвести к выводу,
что грязь, которая бывает на руках, остается в воде, что вода смывает грязь,
делает руки чистыми.
5 «Какой формы мыльце»
Игра-экспериментирование
Цель: получить или закрепить представления о мыле, его полезных
свойствах, сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки с мылом
через практикование и экспериментирование.
Материал: кусочки мыла разной формы, тазик с водой.
Описание: Рассмотреть кусочки мыла разной формы, обратив внимание,
что такими их изготовили на фабрике. Но человек, когда мылит руки, может
изменить форму мыла. Взрослый берёт мыло и хорошо намыливает руки,
показывая детям необходимые действия, фиксируя их внимание на этом
процессе. Затем обращает внимание на форму мыла, рассматривает ее с
детьми, ищет, что изменилось. Затем предлагает детям повторить самим
действия с мылом и водой. Обращает внимание на действия детей, помогает,
подсказывает. Затем, после мытья рук с мылом и вытирания их полотенцем
насухо, рассматривает с детьми, какой формы оказалось мыльце, какие
фигурки получились у детей, на что они похожи. Обращается внимание на
воду, ее загрязненность. Делается совместно вывод о том, что вода вместе с
мылом делает руки чище, ароматнее.
6 «Делаем мыльные пузыри»
Игра- экспериментирование
Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со
свойствами мыла: может растягиваться, образует пленочку, меняет цвет.
Поддержать интерес к здоровьесберегающим предметам.
Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или
специальная пластиковая петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода,
ложки, подносы.
Описание: Медвежонок Миша рассказывает, что любит пускать мыльные
пузыри. Но он не знает, как они делаются.
-Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для
этого нужно?
Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем
смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость,
вынимают её, дуют в петлю.
Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (1ложка воды и 3
ложки жидкого мыла). Опускают петлю в раствор.
-Что мы видим, когда вынимаем петлю?
Потихоньку дуем.
- Что происходит? Как получился мыльный пузырь? Пузырь получился
только из жидкого мыла. Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую
плёнку. Она остаётся в петле. Мы выдуваем воздух, плёнка его обволакивает,
и получается пузырь.
Игры : «Какой формы пузырь», «Какой летит дальше, выше?». Дети
пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся пузырь, какой
формы, какие цвета можно увидеть на его поверхности.