Анна Колесникова
Педагогический проект «Игры в логико-математическом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Характеристики проекта :
Информационно-исследовательский, творческий.
Предметный-математическое развитие.
Субъект проектирования :
дети старше- подготовительной группы (6-7 лет, посещающие кружок «Занимательная математика».
Участники проекта :
• Воспитатели,
• родители воспитанников,
• старший воспитатель,
• музыкальный руководитель.
Фронтальный
Долгосрочный (сентябрь 2014-май2015 гг)
Актуальность проекта
Публикация «Педагогический проект „Игры в логико-математическом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты
- Темочки
В современной жизни огромное значение приобретает проблема раскрытия способностей и развития задатков математического мышления дошкольников. Это связано с бурным развитием науки, автоматизацией производства, с общей компьютеризацией всех областей человеческой деятельности, что предполагает у современного человека наличие развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Обучение становится все более интенсивным и понятно стремление родителей как можно раньше научить ребенка считать, решать задачи, уметь думать, логически мыслить, то есть хорошо ориентироваться во всем что окружает и уметь самостоятельно принимать решения. Опыт обучения и анализ специальной литературы свидетельствует о том, что чем более развиты у дошкольника элементарные математические представления,тем более он склонен к логическому осмыслению явлений и событий окружающей действительности. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим перестраивается содержание обучения математики в школе и детском саду. Известно,что основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений. На основе практических действий у детей формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые являются основой любого научного мышления.
Исходя из этого, можно предположить, что проведенная работа по логико-математическому развитию детей 4-6 лет, будет эффективна, если логические и математические задачи и упражнения будут использоваться не только на специальной непосредственно образовательной деятельности по математике, но и в повседневной деятельности детей, используя игровые методы, новые технологии, компьютер.
Научная новизна: заключается в создании модели сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме логико-математического развития логических умений и способностей в соответствии с современными требованиями.
Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания детей. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит, и успешным.
Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством освоения новых знаний, уточнения, закрепления материала. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в режимные моменты. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять детей в счете, вычислениях.
В настоящее время в разнообразных программах воспитания и образования дошкольников, в методической литературе предлагается ряд рекомендаций, методов и приемов, которые позволяют развить математические способности старших дошкольников. Вместе с тем, анализ литературы показал, что проблеме развития умственных способностей уделяется достаточно внимания. Но, прежде всего, требует решения вопроса об эффективных путях обучения детей различным приемам и способам, развивающим математические способности. Следовательно, существуют противоречия между научно-обоснованной теорией развития математических способностей у детей дошкольного возраста и недостаточным использованием на практике потенциала дошкольного возраста в развитии интеллектуальных способностей.
Проблема проекта :
Результаты диагностики детей показали низкий уровень знаний по математическому развитию. Решение данной проблемы составляет цель данного проекта.
1. Как повысить уровень логико-математического развития у детей.
2. Как сформировать у детей осознанную тягу к математическим знаниям.
3. Систематизация работы по использованию игр с логико-математическим содержанием при обучении старших дошкольников в ДОУ.
Цель проекта :
способствовать развитию у детей :
1. высокой познавательной мотивации;
2. развитие инициативы в деятельности и в общении;
3. подготовленности к жизни и учебе в последующем периоде школьного обучения.
4. поддержать систему непрерывного образования.
Задачи проекта :
1. Формировать интерес к знаниям, ориентированный на игровой, радостный, творческий сюжет занятий.
2. увеличение объема внимания и памяти;
3. формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии);
4. развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
5. составить подборку дидактических игр, задания логического содержания по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста;
6. системность, наглядность
Формы реализации
1. обучение в повседневных бытовых ситуациях;
2. демонстративные опыты;
3. совместные развлечения с логико-математическим содержанием;
4. театрализация с математическим содержанием;
5. непосредственно занятия с четкими правилами обязательными для всех;
6. свободные беседы о истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна;
7. самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
8. индивидуально-творческая деятельность,
9. учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия)
Методы и приемы:
1. практические (игровые);
2. экспериментирование;
3. моделирование;
4. воссоздание;
5. преобразование;
6. конструирование.
7. сюжетно – ролевая игра;
8. игра – драматизации
Дидактические средства:
1. книги
2. мультимедийные презентации
3. анимационная мультимедиа.
4. математические тетради
5. раздаточный материал- карточки, счетно-количественные муляжи фруктов овощей, счетные палочки и т. д.
6 .игры-головоломки, ребусы, кроссворды, пазлы.
Игры :
Дидактические:
1. сенсорные,
2. моделирующего характера,
3. развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. Никитин, Минскин «От игры к знаниям».
Развивающие - это игры, способствующие решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.
Никитин, Минскин «От игры к знаниям».
Основные средства:
1. информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье;
2. участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении (математические праздники, конкурсы, КВН);
3. создание обогащенной развивающей среды в группе;
4. проведение бесед
5. создание игровых ситуаций;
6. проведение интеллектуальных игр;
7. проведение праздников, развлечений, конкурсов, КВН.
Основные принципы инновации проекта :
1. создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,
2. новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
3. большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка.
4. необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом.
5. при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
6. у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
7. обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения.
Ожидаемые результаты:
предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития логико-математических способностей детей :
1. у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;
2. преодолевают трудности;
3. не бояться ошибок;
4. самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
5. стремятся к достижению поставленной цели;
6. умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации
Дети Педагоги
Родители
1. Повышение уровня математических способностей воспитанников.
2. Знание определенного количества дидактических игр для данного возраста.
3. Активизация самостоятельной математической деятельности 1. Внедрение
инновационных технологий по формированию элементарных математических представлений в воспитательно-образовательную работу.
2. Улучшение взаимодействия с родителями.
3. Профессиональное становление и распределение педагогического опыта работы с детьми в данном направлении 1. Активное участие в создании развивающей предметно-пространственной среды.
2. Помощь при изготовлении материалов к играм.
3. Повышение уровня педагогической компетентности
родителей в вопросах развития и возрастных особенностях
математического развития
детей старшего дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта
Этапы Задачи Мероприятия Сроки
Подготовительный
Повышение квалификации. Изучение научной методической литературы по теме проекта. сентябрь – октябрь
2014г.
Подбор диагностического материала для детей и родителей.
Педагогическое просвещение родителей Разработка перспективных планов по математическому развитию старших дошкольников.
Первичное анкетирование родителей.
Консультации с родителями группы
Основной
Изучение внешней и внутренней среды Проведение диагностики познавательно-исследовательской деятельности детей, педагогической просвещенности родителей по теме проекта сентябрь
2014г.
Реализация поставленных задач Проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии перспективному планированию работы. по плану
Разработка конспектов занятий. в течение года
Индивидуальная работа с детьми. постоянно
Выступление на педагогическом совете. октябрь 2014
Работа с родителями Открытое занятие для родителей с целью включения их в педагогический процесс. ноябрь 2014
Совместное мероприятие «Математический ринг». декабрь 2014
Оформление уголка математики. декабрь 2014
Совершенствование предметно-развивающей среды в группе. Пополнение предметно- пространственной развивающей среды. в течение года
Педагогическое просвещение родителей Оформление информационного стенда. 1 раз в месяц
Проведение консультаций по вопросам родителей с приглашением педагога-психолога и других специалистов;
Оценочный Оценка результатов Диагностика май 2015г.
Оценка эффективности работы педагога Подведение итогов работы. май 2015г.
Презентация проекта. Май 2015г.
Перспективный план работы
Задачи
С детьми С родителями Сроки
Изучение внутренней среды 1. Диагностика математических способностей детей
2. Беседы на тему «Любишь ли ты математику?», «Какие игры тебе нравятся»
3. Сравнение фигур по величине. Д/и «Построй дом для медвежонка»
4. Знакомство с геометрическими фигурами Д/и «сложи фигуру из палочек» 1. Родительское собрание «Роль игр с математическим содержанием в развитии детей старшей группы».
2. Анкетирование родителей
Сентябрь 2014г.
1. Учить узнавать предметы по характерным признакам
2. Развивать умение ориентироваться в пространстве и во времени 1. Д/и «Чудесный мешочек»
2. Д/и «Узнай по описанию»
3. Время,часы. Д/и «Встань там, где я скажу»
4. Д/и «Когда
это бывает?»
Оформление папки- передвижки «Математическая игротека»
Октябрь 2014г.
1. Упражнять в счете в прямом и обратном порядке
2. Закреплять умение ориентироваться в пространстве и времени
1. Д/и «Овощной магазин».Цифры,счет.
2. Д/и «Наоборот»
3. Д/и «Пройди к флажку»
3. Д/и «Живая неделя»
4. Д/и «Найди столько же»
Совместная деятельность с детьми и родителями по изготовлению игр и пособий
Ноябрь 2014г.
1. Продолжать развивать способность концентрировать внимание
2. Развивать логическое мышление 1. Д/и «Чего не стало?»
2. Д/и «Что где находится?»
3. Игры с палочками Х. Кюизенера
4. Мультимедийная игра «Сосчитай снежинки»
Д/и «Сложи узор»
Продолжать пополнять развивающую среду.
Декабрь 2014г.
1. Закрепление знаний о геометрических фигурах
2. Продолжать развивать логическое мышление
1. Д/и «Геометрическая мозаика»
2. Д/и «Кто правильно пойдет –игрушку найдет»»
3. Работа в тетрадях.
Мультимедийная игра «Веселая математика»
4. Д/и «Найди отличие»
«Составь снеговика и елочку»
Проведение тренинга: «Веселые, но необходимые инструкции для родителей «Математика крошек».
Январь 2015г.
1. Закрепление счета
2. Развивать внимание
3. Развивать логическое мышление, воображение, конструкторские способности 1. Д/и «Кто знает, пусть дальше считает»
2. Д/и «Угадай, что изменилось»
3. Игра «Выложи фигуру».
4. Игра с мячом «Обратный счет».
М/и «занимательные цифры.
Сделать папку-передвижку «Повторите с нами дома»
Февраль 2015г.
1. Упражнять в счете, закреплять умение проводить вычисления
2. Развивать умение ориентироваться в пространстве
3. Развивать логическое мышление 1. Д/и «Считай – не ошибись!»
2. Д/и «Помоги Незнайке»
3Музыкально-дидактическая игра с колокольчиками «Кто быстрей»
4. Игра «Пчелки на полянке». Палочки Кюизенера, блоки Дьенеша.
М/и «Сосчитай кого больше».
Совместная деятельность с детьми и родителями по изготовлению игр и пособий
Март 2015г.
1. Закреплять умение ориентироваться в пространстве и времени
2. Развивать логическое мышление 1. Д/и «Пройди к флажку»
2. Д/и «Волшебный круг» «Когда это бывает»
3. Игра «История про трамвай».
4. М/игра «Карта путешествий»
Открытое мероприятие «Полет на космическом корабле»
Апрель 2015г.
1. Закрепить весь пройденный материал
2. Оценка результатов работы педагога 1. Математический КВН
Повторная диагностика детей
Организация фотовыставки «В мире математики» Май 2013г.
МОНИТОРИНГ:
Осуществляется по направлениям:
1. развитие математических способностей детей;
2. развитие пространства ДОУ;
3. работа с родителями.
Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей, основа которого составляет Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика- Синтез, 2010.
Цель диагностики: Выявить уровень математического развития старшего дошкольного возраста, познавательно-исследовательской деятельности.
Критерии:
1. Считает (отсчитывает) в пределах 10.
2. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10, отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»
3. Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
4. Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.
5. Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
6. Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
7. Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).
8. Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
9. Называет текущий день недели.
Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком.
Методическая литература:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. М. : Мозаика-синтез, 2010. – 304 с.
2. Математика. Средняя группа. Разработки занятий. / Жукова Р. А. -Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.
3. Минкевич Л. В. Математика в детском саду. Средняя группа. – М. Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 88 с.
4. Колесникова У. В. Математика для детей – М. ТЦ Сфера, 2013. – 80 с.
5. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002 г.
6. Тихомиров Л. Ф. Логика для дошкольника. – Ярославль, 2001 г.
7. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2./Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. – М. : Издательство «Ювента», 2012, 224 с.
Использованы материалы интернет-ресурсов:
viki.rdf.ru
nsportal.ru
ped-kopilka.ru
resobr.ru
pochemu4ka.ru
Приложение
На занятиях использую тетради на печатной основе с математическими заданиями для самостоятельной работы,обучающие настольно-печатные игры,всевозможные карточки с определенными наборами фигур,картинок,сюжетов,которые дают возможность детям сосредоточится и искать общие признаки предметов, их пространственное положение, анализировать,рассуждать.
Компьютерная мультимедиа очень помогает в работе с детьми. Они живо интересуются всевозможными новинками технического прогресса,а уж анимированные презентации просто покоряют их воображение,позволяя сделать занятия яркими,чрезвычайно интересными,а учебный материал –запоминающимся.
Не только интеллектуальные,но и подвижные игры с логико- математическим наполнением развивают внимательно сть,способность визуального визуального анализа да и просто приносят радость коллективной деятельности.