Мария Большакова
Игры с песком как средство развития речевых навыков детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Самая лучшая для детей игрушка – кучка песка.
К. Д. Ушинский.
Цель занятий с песком – обогащать тактильный опыт, развивать мелкую моторику, воображение, мышление, координацию движений; развивать умения отличать предметы по форме, цвету, размеру.
Педагогическая и логопедическая практика показывает, что игры с песком оказывают положительный эффект на развитие речи.
Публикация «Игры с песком как средство развития речевых навыков детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В игровых упражнениях с песком решаются многие задачи:
- развитие речевого дыхания;
- развитие артикуляционного праксиса;
- развитие фонематических представлений;
- совершенствование грамматического строя речи;
- автоматизация поставленных звуков;
- обучение грамоте;
- развитие связной речи;
- формирование слоговой структуры речи;
- развитие мелкой моторики.
Хочу предложить несколько интересных и полезных игр с песком, способствующих развитию речевых навыков.
1. Развитие речевого дыхания :
- «Дорога для транспорта» - дуть на песок через трубочку, формируя канавку. Внимание! Ребенок должен держать трубочку на расстоянии не менее 1,5 – 2 сантиметра от поверхности с песком во избежание случайного попадания песка в дыхательные пути)
- «Расчисти площадку» - дуть через трубочку на смятые комочки бумаги, фольги, бумажные осенние листочки (снежинки, цветочки и т. д., выложенные на поверхность с песком;
- «Что под песком» - картинку спрятать под песком, ребенок раздувает песок, открывая изображение.
2. Развитие артикуляционного праксиса - выполнение артикуляционных упражнений с сопряженными действиями пальцев и кистей рук:
- «Хоботок - улыбочка» - собирать песок в кучку, раздвинуть кучу в стороны;
- «Чашечка» - набрать песок в ладони и медленно сыпать песок, удерживая язык в артикуляционной позе;
- «Маляр» - одновременно с движением языка, двигать руками, как кистью вперед – назад;
- «Лошадка» - цокать языком одновременно «прыгая» пальчиками по толще песка и т. д.
3. Развитие фонематического слуха и восприятия:
- «Спрячь руки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук
- «Разложи игрушки» - раскладывать игрушки по двум ёмкостям, если слышится «С» или «Ш».
4. Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи
- «Сортировка» - найти и разложить игрушки по лексическим категориям, например: овощи-фрукты, домашние-дикие животные, транспорт водный-наземный.
- «Машина» - помогает учить ребенка употреблять в речи предлоги (в, на, под и т. д., приставочные глаголы (проехал, переехал, въехать и т. д., наречия (быстро, медленно, далеко, близко).
5. Автоматизация звуков:
- «Шагалки» - шагать пальчиками по дорожке из песка, проговаривая звук изолированно или слоги с заданным звуком;
- «Поиски сокровищ» - искать в песке фигурки или картинки с заданным звуком;
- «Ветерок» - дуть на песок из трубочки, открывая при этом картинки на заданный звук;
- «Археологи» - с помощью кисточки сметать песок с игрушек или карточек, подобранными на заданный звук.
6. Обучение грамоте:
- «Письмо» - рисовать графическую схему предложений;
- «Буквы» - печатать буквы на песке указательным пальцем, затем средним и т. д.
7. Развитие связной речи :
- «Придумай историю» - педагог начинает историю, ребенок продолжает.
- «Угадай, что я спрятал (а)» - взрослый по очереди с ребенком прячут в песок игрушку и задают друг другу вопросы, пытаясь угадать, что спрятано.
- «Дорисуй» - ребенок (взрослый) начинает рисовать любую фигуру и начинает предложение, педагог (ребенок) заканчивает фразу или продолжает историю, дорисовывая предмет или рисует новую.
8. Развитие слоговой структуры слова:
- «Сосчитай и нарисуй» - ребенок отхлопывает количество слогов и рисует необходимое количество точек, полосочек и т. д. ;
- «Горы» - ребенок формирует определенное количество горок, в соответствии с количеством слогов в слове. Или, наоборот, разрушает их, проговаривая слово.
9. Развитие мелкой моторики :
- положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.
- погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.
- погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».
- погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»).
- при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.
Надеюсь примеры игр, предложенных мною, помогут вам в вашей работе с детьми.