Татьяна Васильевна Ивашина
Игры с мячом для развития ориентации в пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с мячом, направленные на развитие ориентации в пространстве
Для детей с речевыми нарушениями характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные трудности в ориентировании в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Наша система упражнений с мячом направлена на развитие силы, точности движений, умения идентифицировать себя и объект в пространственном поле. Для этого мы используем резиновые мячи, теннисные мячи и мячи, сшитые из ткани. Все эти игры не требуют много места.
Публикация «Игры с мячом для развития ориентации в пространстве» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Мяч, мячик
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Игра вратаря
Цель: закрепить ориентировку ребенка в правую и левую стороны, развитие скорости реакции, точности движений.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен полететь мяч. Ребенок должен заставить вратаря двигаться в заданном направлении. Ребенок: Меня не зря называют вратарем: я всегда ловлю мяч. Взрослый: Раз, два, три — правый (левый, прямой) мяч, смотри!
2. Игра "Катись вправо, влево, только не промахнись мимо мяча"
Цель: закрепить ориентацию ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие навыков ручной моторики. Оборудование: небольшие мячи или ракетки-качалки.
Ход игры. Дети садятся за стол. Мяч перекатывается от одного ребенка к другому в соответствии с указаниями логопеда: "Саша, перекати мяч влево (к Диме). Перекати мяч вправо (к Оле). Куда я должен перекатить мяч, чтобы он попал к Лене?" Важно держать мяч на столе.
3. Игра "Мяч прыгает по мне — на грудь и на спину"
Цель: закрепить ориентацию ребенка в собственном теле и в пространстве (справа — слева, спереди — сзади, закрепить употребление предлогов.
Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.
Ход игры. Дети выполняют задания в соответствии с инструкциями логопеда. Логопед: Возьмите мяч в правую руку, поднимите его над головой и держите перед грудью. Медленно положите его на левую ногу. Спрячьте его за спину и дотроньтесь до затылка. Поменяйте руку и улыбнитесь окружающим. Мяч коснется правого плеча и ненадолго вернется на спину. От правой голени к левой ступне, да, к животу — я бы не запутался.
4. Игра "Попади в ворота"
Цель: закрепление умения ориентироваться (вправо — влево, вперед — назад, прямо, развитие двигательных навыков.
Оборудование: мячи маленького или среднего размера, ворота из строительных деталей или кубиков.
Ход игры. По указанию логопеда дети закатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, влево, вправо, за спину ребенка). Логопед: От ворот — поворот направо и наоборот.
5. Игра "Если мы все встанем в круг, я брошу мяч тебе, друг"
Цель: закрепление умения ориентироваться (право — лево, развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действий.
Ход игры. Дети встают в круг на некотором расстоянии друг от друга и бросают мяч, приговаривая: "Я бросаю мяч вправо, Лена. Лена, лови его!", "Я бросаю мяч влево, Саша. Саша, лови его!"
6. Игра "Справа, слева, перед обручем, бей точно"
Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве (вправо, влево, развитие моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счета. Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.
Ход игры. Ребенок с мячом стоит между двумя разноцветными обручами, лежащими на полу. Логопед предлагает ребенку следующие задания: • Какой обруч находится слева (справа? • Трижды ударьте мячом в правое кольцо. • Ударьте по мячу четыре раза в левое кольцо. • Ударьте по мячу два раза перед собой и четыре раза в правое кольцо. • Ударьте по мячу три раза в левое кольцо и четыре раза перед собой.
7. Игра "Умник ходит по цепочке из колец"
Цель: развивать ловкость, координацию движений, ориентацию в пространстве.
Оборудование: дорожка из трех-пяти обручей, мячи.
Ход игры. Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти по дорожке, ударяя мячом по каждому обручу : я иду вдоль обручей, я ударю по каждому обручу. Возможны различные варианты: начните с первого обруча; начните с последнего обруча; пройдитесь по дорожке взад и вперед, отбивая мяч справа (слева) от себя. Усложнение: забейте мяч во второй, пятый обруч и т. д
. 8. Комплекс упражнений для ног с элементами самомассажа
Оно выполняется, сидя на высоком стульчике.
Вариант 1. Дети перекатывают мяч взад-вперед ступней правой и левой ног поочередно. Мы сами вытянем ноги, перекатываем мяч ступнями. Правой ногой вперед-назад, левая нога всегда все повторяет.
Вариант 2. Мяч перекатывается одновременно двумя ногами вперед и назад. В какую сторону вы перекатываете мяч? Мы поставим обе ноги на мяч, заставим вас кататься вперед-назад
Вариант 3. Мяч катится двумя ногами одновременно по кругу. Как вы катите мяч? Мы будем рисовать круг на полу мячом только ногами — не лбом, не плечом.
9. "Бросьте мяч на пол и поймайте его, но смотрите, не уроните"
Упражнение выполняется, сидя на высоком стуле. Дети расставляют ноги, бьют по мячу перед собой и сводят их вместе.
10. "Я стучу справа, я стучу слева — я не хочу перепутать!"
Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе. Ребенок выполняет удары по мячу справа и слева от себя. Справа — два, а слева — три, справа повторите три раза, справа — один раз, а слева — два: я почти не запутался.
11. "Я стучу по стулу и по полу — везде, где хочу!"
Упражнение выполняется стоя перед стульчиком. Ребенок, согласно указаниям логопеда, ударяет мячиком по сиденью стульчика, по полу справа, по полу слева, различными способами.
12. "Мячик прыгает и подпрыгивает на сиденье"
Ребенок ходит вокруг высокого стульчика, ударяя мячиком по сиденью.
13. "Вот ряд стульчиков. Я с удовольствием ударю по каждому"
Три или четыре стульчика стоят в ряд. Ребенок подходит к первому детскому стульчику, бьет мячом по сиденью, ловит мяч, переходит к следующему детскому стульчику, бьет мячом по своему сиденью и т. д. Задания: • Бейте мячом по каждому детскому стульчику. • Мы ударяем мячом по первому стульчику один раз, по второму - два
раза и т. д. 14. "Кошечки с мячиком"
Исходное положение - стоя на коленях (сидя на пятках). Перекатывайте мяч вправо и влево. Мяч катится по кругу — Мой веселый, круглый друг. • Перекатите мяч вправо. • Перекатите мяч влево. • В каком направлении вы катите мяч?