Юлия Федорченко
Игры с мячом как элемент физического развития детей раннего возраста
ИГРЫ С МЯЧОМ КАК ЭЛЕМЕНТ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Подготовила воспитатель: Федорченко Ю. А
г. Белгород, МБДОУ д/с№60
Аннотация: в статье раскрываются особенности использования элементов спорта в игровой деятельности детей раннего возраста. Акцентируется внимание на тесной связи физического воспитания с интеллектуальным, эстетическим, психическим развитием детей раннего возраста. Ключевые слова: ранний возраст, физическое развитие, игровая деятельность, игры с мячом, физкультурно-оздоровительная деятельность.
Публикация «Игры с мячом как элемент физического развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Младшая группа
- Мяч, мячик
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
С вступлением ФГОС ДО проблемы реализации игровых программ и технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ приобретают новое звучание [4]. Важной особенностью гармоничного физического развития дошкольников является его тесная взаимосвязь с психическим, интеллектуальным и эстетическим развитием ребенка.
На базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №60» г. Белгорода успешно реализуется парциальная программа физического развития детей раннего возраста Л. Н. Волошиной «Мой веселый, звонкий мяч» [3]. Данная авторская программа и технология предполагает включение целостной системы гармоничного физического развития детей раннего возраста в процесс подвижных игр, игровых упражнений, прогулок, развлечений «с различными мячами-мякишами, теннисными, массажными, футбольными и др.» [3, с. 5]. Кроме этого, в программе даются четкие рекомендации по организации эффективного взаимодействия педагога с семьей.
Реализация данной программы в МБДОУ №60 г. Белгорода ориентирована на достижение следующих основных целей:
создание системы условий для охраны и укрепления здоровья детей по векторам здоровьесбережения и здоровьесозидания;
сохранение и укрепление здоровья, повышение физической закалки у детей раннего возраста через организацию подвижных игр с мячом [3]. Мяч знаком ребенку с самого раннего детства. Он представляет собой гармонию формы, цвета и движения.
Мяч «созвучен» ребенку – так же подвижен, прыгуч, забавен – каждый раз новый в своих действиях. Именно поэтому мяч используется при развитии моторики, координации движений, ловкости и т. д. Знакомясь с игровыми свойствами мяча, малыши получают равномерную нагрузку на все группы мышц, развивают глазомер, быстроту реакции.
Система занятий по включению игр с мячом в процесс физического развития строится таким образом, что нагрузка равномерно распределяется на все группы мышц, обеспечивается смена двигательной активности и отдыха.
Организация РППС МБДОУ №60 г. Белгорода также способствует гармоничному физическому развитию детей раннего возраста с использованием игрового потенциала мяча. В физкультурном зале используются различного вида мячи: от мякишей до фитбольных. В группах оснащены физкультурные центры, где помимо традиционного инвентаря находятся мячи различного вида, размера и цвета. Это способствует развитию интереса у детей раннего возраста к занятиям физкультурой, в частности, играм с мячом. Дети любят подражать, поэтому, занимаясь с мячами, используются игровые образные приемы.
Игры с мячом также проводятся и на прогулке. Например, дети стоят на расстоянии 1 метра друг от друга, по команде воспитателя: «Раз, два, три – бросили!» – делают бросок мяча снизу двумя руками в обруч. По команде: «Собрали» – дети шагом идут к своим мячам и поднимают их. Или: дети стоят в кругу. Задача заключается в том, чтобы передать мяч и взять его из рук товарища двумя руками. Дети раннего возраста еще недостаточно умеют ориентироваться в направлении движения, поэтому их действия надо сопровождать комментария- ми типа: «Саша, повернись к Маше и отдай мячик».
С родителями также ведется целенаправленная работа по повышению их педагогической компетентности. Подготавливаются папки-передвижки с ин- формацией о возможностях использования мяча на прогулках, предлагаются варианты игр с мячом, даются индивидуальные и фронтальные консультации.
Таким образом, мы считаем, что, если проводить целостную совместную с родителями работу по физическому развитию детей раннего возраста, то можно привить детям интерес и развить потребность в здоровом образе жизни. Четкое взаимодействие педагога с семьями воспитанников даст возможность гармоничному развитию ребенка раннего возраста : личностного, эстетического, интеллектуального, физического и т. д.
Список литературы 1. Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 3–7 лет / Л. Н. Волошина, Т. В. Курилова. – Белгород: Белый город. 2013. – 69 с. 2. Волошина Л. Н. Парциальная программа «Выходи играть во двор!». – Белгород: Эпицентр, 2018. – 56 с. 3. Волошина Л. Н. Парциальная программа «Мой веселый, звонкий мяч». Физическое развитие детей раннего возраста / Л. Н. Волошина, Л. В. Серых, Т. В. Курилова. – М., 2020. – 64 с. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013 [Электронный ресурс]. – Режим до- ступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standartdoshkolnogo-obrazovaniya/ ( дата обращения: 03.11.2021).