Елена Васильевна Алексеева
Игры с кинетическим песком с детьми дошкольного возраста в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с кинетическим песком в детском саду – это удивительные тактильные ощущения и возможности для формирования мотивации к созидательной продуктивной деятельности. Песок – это необычный сыпучий материал, по структуре подобный влажному и пластичному пляжному песку. Отличает его мягкость, текучесть, а во время работы руки малышей остаются чистыми, поэтому игры с кинетическим песком в детском саду набирают популярность. Лепка и создание многообразных образов обладает комплексным воздействием, выражающимся в нескольких направлениях: развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что благотворно отражается на развитии его речи; выявление способностей; развитие сосредоточенности, концентрации внимания; формирование нестандартного творческого мышления. Одновременно занятия с кинетическим песком доставляют детям чувство радости, содействуя раскрепощению, формированию социально значимых навыков общения. Начиная процесс знакомства с новым поделочным материалом, воспитатель открывает для детей увлекательный мир. Тактильные прикосновения при первых пробах очаровывают легкостью преобразования слепленных фигур, которые обладают хорошей прочностью, но растекаются при определенном давлении на них сверху. Использование цветных образцов расширяет игровое и познавательное поле, формирует у детей умения распознавать гармонию оттенков, создавая предпосылки к воспитанию художественного вкуса. Постепенно деятельность от изготовления стандартных куличей или поиска спрятанных фигур переходит к более сложным формам. Уникальный, мобильный, просто космический песок позволяет в любимой дошкольниками игровой форме получить не только эстетическое удовлетворение, но и стать более уверенными, успешными. Они имеют возможность объяснить собственный замысел, быстро внести изменения под чутким педагогическим сопровождением в создаваемый образ, а потом включиться в увлекательную ситуацию, приобретая новые полезные знания.
Публикация «Игры с кинетическим песком с детьми дошкольного возраста в детском саду» размещена в разделах
Кинетический песок – это замечательный необычный материал для игр с детьми, который в последнее время становится все более популярным среди родителей. С его помощью можно надолго увлечь ребенка, одновременно развивая его мелкую моторику, а также познавательные и творческие способности малыша. В этой статье мы расскажем вам о свойствах кинетического песка, особенностях его хранения, о различных видах песка и вариантах игр с этим материалом. Свойства кинетического песка Кинетический песок на 98% состоит из обыкновенного кварцевого песка и на 2% из связующего клееобразного полимера, который используется в пищевой промышленности. Именно за счет своих необычных свойств кинетический песок так нравится и детям, и взрослым. Внешне он похож на обычный мокрый песок, но на ощупь он абсолютно сухой. В отличие от обычного песка, кинетический песок не сыпучий, поэтому с ним без проблем можно играть дома. Если вы пропустите кинетический песок сквозь пальцы, то увидите, что он как будто течет. Из него получаются отличные довольно плотные куличики, а руки после игры с ним остаются чистыми. Однако если в помещении слишком жарко и влажно, кинетический песок может прилипать к рукам. Некоторые виды песка обладают специфическим запахом, поэтому мы рекомендуем покупать кинетический песок проверенных производителей. Правила хранения и использования кинетического песка. Чтобы кинетический песок можно было использовать длительное время, необходимо соблюдать ряд правил. Хранить песок лучше всего в закрытом контейнере – так в него не будет попадать пыль. Перед игрой протрите игровую поверхность и заберите волосы. Периодически проверяйте кинетический песок на наличие в нем посторонних примесей (волос, пыли, грязи). Для игр с кинетическим песком подбирайте подходящую одежду. Лучше всего подойдут вещи из плотных гладких тканей, так как с них проще всего стряхнуть песок.
Самые лучшие игры с кинетическим песком :
1. Пишем / рисуем. На гладкой поверхности зубочисткой/палочкой или другим подходящим материалом начинаем писать или рисовать. Попутно можно устроить развивающее занятие – играя, учить малыша цифрам и буквам, будет значительно интереснее.
2. Считаем. Кроме букв, таким же способом можно еще и осваивать счет. Лепим из песка пирожки, зовем гостей (различные игрушки) – считаем, сколько пришло зверьков в гости и сколько у нас пирожков.
3. Большой-маленький. Строим башни из песка (можно также строить куличики, формировать шарики разных размеров) и раскладываем их по величине (для младшего дошкольного возраста).
4. Какой длины. Лепим несколько гусениц из песка и определяем, какая из них длиннее, а какая короче. Ребенок раскладывает их по заданным взрослым параметрам.
5. Фигуры. Лепим различные фигуры и называем их. Можно так: психолог лепит круг, а вслед за ним малыш, лепит круг и называет его. То же повторяем и с другими геометрическими фигурами.
6. Учим буквы. В отличие от 1 пункта, правила игры немного меняются, и мы буквы не пишем, а лепим из кинетического песка. После того, как буква будет готова, произносим ее название. Это упражнение помимо развития детской памяти позволяет в значительной мере развивать мелкую моторику дошкольника.
7. Учимся пользоваться ножом. Из песка формируем колбаску или батон, который предлагаем малышу разрезать с помощью пластмассового ножа. После того, как малыш разрежет колбаску – посчитайте, сколько кусочков у вас получилось.
8. Сенсорная коробка. С помощью кинетического песка можно оборудовать множество интересных сенсорных коробок – посадить огород, построить ферму и заселить ее животными, все зависит только от вашей фантазии. Действительно действует завораживающе, когда сидишь, перебираешь-пересыпаешь песочек из руки в руку и наблюдаешь, как он «убегает», просачиваясь сквозь пальцы.
9. Пасочки и формочки. «Летние» формочки, которыми дети играют на улице в обычной песочнице, подойдут для игры. Из кинетического песка куличики лепятся не так, как из «уличного» песка. Если уличный песочек нужно набрать в формочку, утрамбовать и быстро перевернуть, то здесь все гораздо проще – набранный песочек не нужно утрамбовывать, достаточно лишь аккуратно срезать излишки с помощью ножа.
10. Сокровище. Детям очень нравится играть в «прятки» с кинетическим песком. Просим детей отвернуться, прячем в песке маленькие игрушки, после чего просим ребенка найти их в глубинах песка.
11. Грузовик. Человечки из набора «лего» (или другие фигурки) загружают с помощью «лопат» (ложечек) полный кузов грузовой машины песка, и она едет дальше, отвозит его на место строительства будущего дома.
12. Следы. Разравниваем песочек так, чтобы получилась ровная поверхность. Затем по этой поверхности «ходим» игрушечными зверьками, ездим машинками и смотрим, какие следы остаются. Можно усложнить правила игры – малыш отворачивается, мама в это время делает отпечаток какой-нибудь игрушкой и просит малыша вернуться. Ребенок изучает след, оставленный на песке, и пытается угадать, кому он принадлежит.
13. Готовим еду. Кинетический песок идеально подходит для ролевых игр в кухню. Можно готовить различные угощения для игрушек, раздавать по тарелочкам, «разливать» по чашкам, нарезать игрушечным ножичком тортики, созданные за пару минут из кинетического песка, кормить гостей.
14. Забавные рожицы. Разнообразить игру помогут подручные материалы, такие, как пробки от бутылок, пуговицы, зубочистки, с помощью которых можно создавать лица, мордочки животных.
15. Лепим. Из кинетического песка можно лепить разные фигурки – снежную бабу, гусеницу, колобка, поезд, машинку и много других интересных фигурок.
16. Закапывание ручек – еще одно развлечение, которое может понравиться малышу и привести его в восторг.
17. Горка. Формируем из кинетического песка гору, вдоль стен которой делаем неширокие «дорожки» для маленьких мячиков. После чего можно скатывать небольшие шарики по этим спускам.
18. Сюрприз. Наверное, все в детстве закапывали в песок разноцветные фантики, бусинки и т. п.
19. В песке можно разыгрывать сюжетные игры. Ставить домики, которые до этого можно раскрасить на свой вкус, заселять их разнообразными фигурками животных и людей. Все вышеперечисленные игры при их использовании на развивающем занятии будут иметь очень благоприятный терапевтический эффект.
Таким образом Kinetic Sand является тем эффективным средством, который позволяет:
- сформировать доверительные, партнерские отношения, тем самым сократить период адаптации;
- гармонизировать эмоциональное состояние ребенка;
- создать стабильную положительную мотивацию к логопедическим занятиям;
- нормализовать мышечное напряжение, возникающее при осуществлении произвольных движений в ходе коррекционной работы в более короткие сроки;
- усилить личностную заинтересованность ребенка в коррекционном процессе;
- дольше сохранять работоспособность ребенка;
- корректировать общие речевые нарушения у ребенка;
- формировать коммуникативные навыки;
- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику;
- активизировать потенциальные творческие способности ребенка.
К тому же, используя в коррекционной работе данные игры, мы смогли сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя, развитию связной речи, подготовке к обучению грамоте более интересной, увлекательной, следовательно, более продуктивной. Таким образом, следует, что применение игр с кинетическим песком создает благоприятный эмоциональный фон для эффективности взаимодействия ребенка и взрослого.