Гришина Галина
Игры, развивающие изобразительные способности и творческое воображение
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад №241 ОАО "РЖД"
Подготовил воспитатель: Гришина Г. А.
Игры,
развивающие изобразительные
способности и творческое
воображение.
Изобразительная деятельность дошкольника обогащается новым со-держанием с помощью различных дидактических игр, которые проводятся в непринужденной обстановке. А наглядный и изобразительный материал, используемый в них, развивает творческое воображение, художественное мышление и специальные изобразительные способности.
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Дидактические игры
- Игры для детей
- ИЗО, изобразительное искусство. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Предлагаемые игры могут использоваться воспитателями на занятиях и в самостоятельной изобразительной деятельности. Воспитатели могут вместе с детьми придумывать игры, оформлять для них коробочки или конверты, разукрашивать карточки.
1. «Кому что подойдет».
Цель: закреплять знания детей о различных технических приемах изо-бражения меха, шерсти, перьев, пуха.
Материал: карточки 11-16 см с вырезанными силуэтами животных, птиц, рыб; карточки 11-16 см с изображением меха, шерсти, перьев, пуха, чешуи в разной технике (тычком, скользящим движением жесткой кистью, заливкой, пятнами, штриховкой, тушевкой).
Инструкция: подбери подходящую для животного (птицы, рыбы) кар-точку с изображением шерсти (меха, перьев, чешуи) и подложи под силуэт.
2. «Волшебный ящик».
Цель: предоставить возможность экспериментировать с изобразитель-ными материалами.
Материал: большой лист картона, затонированный в пастельных тонах, переходящих один в другой и разделенный на 81 квадрат (9 на каждой стороне). На левой, верхней и нижней сторонах прикрепляются полоски с прозрачными карманами (по количеству квадратов, в которые вставляются карточки с изображениями :
- материала, которым дети рисуют (гуашь, тушь, акварель, соус, пластилин, мелки, карандаш, уголь, сангина, - с левой стороны;
- оборудования или инструментов, которыми можно рисовать (палочка, кисточка жесткая, кисточка мягкая, тампон, палец, ладонь, кусочек ткани, природный материал, перо, - с нижней части;
- материала, на котором выполняется изображение (бумага и картон нужной фактуры, ткань, береста, оргстекло, фанера, керамическая плитка, глиняные дощечки,- с верхней стороны.
Инструкция: воспитатель предлагает ребенку поиграть с волшебным ящиком, в котором много способов изображения, произвольно выбрать квадрат и ему соответствующие изображения с левой, нижней, верхней стороны ящика; подобрать соответствующие материалы и поэкспериментировать с ними.
3. «Пантомима».
Цель: учить детей по карточкам определять состояние человека и изо-бражать в пантомимике; обращать внимание на положение частей тела.
Ход игры:
а)ведущий при помощи жестов и позы изображает состояние человека, игроки находят карточки с соответствующим изображением;
б) играющие определяют состояние человека на карточке и находят аналогичное в предложенных иллюстрациях, репродукциях;
в) определяют состояние человека на иллюстрациях или репродукциях и подбирают соответсвующие карточки;
г) рисование.
Материал: карточки в количестве 12 – 16 штук; книжные иллюстрации, открытки, репродукции с картин художников, изображающие людей; цветные карандаши или фломастеры, бумага.
4. «Мимика».
Цели: развивать умения детей подмечать и отражать в мимике, рисунке различные состояния: радость, злость, спокойствие, грусть, хитрость, плач, смех, раздумье, крик, сон и др. ; воспитывать чувства деликатности, сопере-живания, наблюдательности; развивать творчество детей в поиске вырази-тельных средств для создания образа.
Ход игры.
а) дети получают карточки и перед зеркалом пытаются изобразить данное состояние, предварительно определив его;
б) дети определяют выражение лица, изображают перед зеркалом про-тивоположное и зарисовывают его;
в) ведущий с помощью мимики изображает настроение человека, игро-ки находят на карточках соответствующее изображение;
г) рисование.
Материал: карточки изображением выражения лица; зеркала; картинки, открытки, книжная иллюстрация, репродукция; бумага, цветные карандаши или мелки.
5. «Забавный клоун».
Цели: развиватьтворческоевоображение, чувство цвета.
Материал: фигура клоуна и много разноцветных предметов для него: шляпы, бабочки, галстуки, туфли, одежда, обувь.
Инструкция: наряди клоуна (в цвета радуги, в одной цветовой гамме).
6. «Цветопись настроения».
Цель: учить соотносить цвет с настроением.
Материал: карточки, изображающие настроение человека, его эмоциональное состояние; карточки разного цвета.
Инструкция: подобрать к карточкам, изображающим эмоциональное состояние человека, карточки разного цвета: радость – красный; веселье, смех – оранжевый; настроение «мне приятно» - желтый; спокойное настрое-ние – зеленый; грусть – синий; плач, тревожность – фиолетовый; злость – черный; крик – белый.
7. «Волшебная палитра».
Цель: развивать чувство цвета.
Материал: силуэты палитры из картона, на каждой палитре только один цветной кружок (красный, зеленый и другие оттенки, а на остальных белых кружках есть прорези, кружки с оттенками таких же цветов.
Инструкция: подобрать кружки с оттенками цвета к каждой палитре и вставить их в прорези.
8. «Ветки».
Цель: учить видеть выразительность форм, линий.
Материал: карточки с изображением ветки с хвоей, мелкими и крупными листьями, открытки или картинки с изображением букетов, композиций, в которых можно найти такие же ветки.
Инструкция: подобрать карточки к открыткам.
9. «Дом паука».
Цель: развивать чувство композиции.
Материал: листы картона разного цвета, цветные толстые нитки; изо-бражения паука, разных насекомых, листочков; цветные карандаши или фломастеры, уголь.
Инструкция: дети отвечают на вопросы о том, где живет паук, какой у него дом, кто попадает в его сети, а затем рисуют или выкладывают из ниток паутину, добавляют в композицию сделанных заранее насекомых. (Можно выполнить коллективную работу в технике коллажа.)
10. «Распознаваемость объектов».
Цель: учить детей видеть повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде.
Материал: карточки с изображениями кроны дерева в виде расходя-щихся веток; пальма с чешуйками коры; параллельные стебли травы; линии паутины; карточки с изображением листа с прожилками, птичьего пера, за-бора, колеса со спицами, черепицы.
Инструкция: разложить карточки парами таким образом. Чтобы формы и линии природы повторялись в предметах (крона – лист, пальма – перо. черепица, паутина – колесо, трава – забор).
11. «Подбери платье».
Цель: закрепить знание элементов росписей.
Материал: карточки с вырезанными силуэтами барышень; карточки с элементами дымковской, филимоновской, гжельской и других росписей.
Инструкция: путем наложения подобрать платья для барышень.
12. «Поссорились два петушка».
Цель: закрепить умения составлять изображение петушка в разных движениях.
Материал: листы картона разного цвета; фигуры петушков (попарно обращенные друг к другу) в разных позах и разрезанные на две или более частей. Парные фигуры могут быть белые, красно – черные, пестрые.
Инструкция: дети составляют разные композиции из дерущихся петушков.
13. «Кора дерева».
Цель: закрепить умения детей различать и называть оттенки цветов, ха-рактерных для коры разных деревьев.
Материал: большие карточки с изображением разных деревьев, ма-ленькие карточки разных оттенков или наклеенные кусочки коры, соответствующие изображенным деревьям.
Инструкция: подобрать кору к каждому дереву.
14. «Фантастическое животное».
Цель: развивать творческое воображение, используя разные способы изображения.
Материал: разные части животных, рыб, птиц.
Инструкция: составить из имеющихся элементов фантастическое жи-вотное, придумать название.
15. «Веселые ладошки».
Цель: развивать творческое воображение.
Материал: картонные силуэты ладошек, предметы (шляпки, ботиночки, бантики, цветочки, колечки, ленточки) разного цвета.
Инструкция: нарядить каждый пальчик.
16. «Угадай, на что похоже».
Цель: развивать творческое воображение.
Материал: листы бумаги или картона с наклеенными кусочками ткани или другого материала разной формы, фактуры.
Инструкция: постарайся увидеть образ в кусочке ткани, дорисуй его и опиши.
17. «Человек учится у природы».
Цель: учить детей замечать повторяемость линий и форм в природе и предметах.
Материал: парные карточки – картинки: вышивка, бабочка; кружева, паутинки; самолет, птица; подводная лодка, дельфин; забор, трава; вышивка с цветами, цветы и листья.
Инструкция: подобрать пару.
18. «Трудная игра».
Цель: развивать мышление.
Материал: карточки с изображением разных предметов (дом, кошка, машина, и др., вид сбоку, сзади, спереди.
Инструкция: разобрать по кучкам.
19. «Составь натюрморт».
Цель: закрепить знания детей о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (натюрморт праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, грибами).
Материал: изображения цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод и гри-бов.
Инструкция: составить натюрморт.
20. «Симметричные предметы».
Цель: дать понятие «симметричность предметов»; учить находить оди-наковые части предметов, составлять их; привести наглядные примеры сим-метричности (вазы, кувшины) и асимметрии, сложив неправильно части предметов.
Материал: картинные силуэты различных симметричных предметов, разрезанных пополам.
Инструкция: составить из деталей как можно больше симметричных предметов.