ксения шерер
Игры народов Забайкалья
▼ Скачать + Заказать документы
Игры народов забайкальского края
До освоения русскими забайкальских земель здесь большую часть населения составляли коренные народы, буряты и эвенки (тунгусы). Сегодня доля этих коренных самобытных народов в национальном составе жителей Забайкальского края составляет соответственно: буряты – 6,8%, эвенки – 0,1%.
Публикация «Игры народов Забайкалья» размещена в разделах
Служилые люди, вёрстанные в казачью службу, появились в Забайкалье около 1639 года. С 40-х годов XVII века енисейские и другие сибирские казаки основали все первоначальные забайкальские зимовья и остроги, произвели разведку путей из Предбайкалья до берегов Амура. В начале XVIII века по образцу казачьего войска были организованы иррегулярные воинские формирования бурят и тунгусов (эвенки, которые позже слились с казаками.
ИГРЫ СЕМЕЙСКИХ И ЗАБАЙКАЛЬСКИХ КАЗАКОВ
«В попа» семейская игра
Дети ставят свои пальцы под руку водящего, протянутую ладонью вниз. Ведущий произносит слова:
Шёл поп через мост,
Поймал рыбу за хвост.
Эта рыбка была Тимофеева жена.
Она умела ворожить,
По копеечке ложить.
Нам копеечку не надо,
А вора поймать нам надо.
На последнем слове ведущий пытается схватить рукой чей-нибудь палец. Пойманный за пальчик ребёнок выходит из игры.
«В колдуна» семейская и казачья игра
Колдун бегает за детьми и «заколдовывает» их. Тот, до кого дотронулся рукой колдун, должен стоять не шевелясь и кричать:
«Расколдуйте меня, заколдованный я». Колдун должен следить, чтобы его никто не расколдовал, и успеть заколдовать остальных. Те игроки, которых колдун ещё не заколдовал, могут расколдовать заколдованного, дотронувшись до него. Выигрывает тот, кто остался незаколдованным, или колдун, если заколдовал всех.
«Заинька» казачья игра
Дети становятся в круг. В центре –Заинька. Начинается хоровод. Дети двигаются то в одну сторону, то в другую и поют:
Заинька по сеничкам гуляй, гуляй.
По новеньким разгуливай, серенький.
Заинька пытается выйти из круга, его не пускают. Если он вырвался, то выходит и забирает двух игроков, которые его выпустили. Затем выбирают нового Заиньку.
«Калечина-малечина» казачья игра
Это старинная народная игра. Поставив палочку на палец, ладонь, ногу и т. д. стараются продержать её в равновесии, пока произносят слова: «Калечина –малечина сколько часов до вечера? Раз,два, три…десять»
*на одном пальце
*на тыльной стороне ладони
*на кончике носка ноги
*на локте
«Стеколочка» казачья игра
Выбирается два водящих, один кладёт в руки стеколочку кому-нибудь из сидящих в куругу игроков и приговариевает
Хороню я золото, хороню я серебро.
Чады, чады, девицы,
У кого чистое серебро?
Другой водящий угадывает. Если угадает-выходит из игры первый водящий, а второй становится на его место.
«Разлука»- казачья игра
Игра по принципу «ручейка». Играющие разбиваются на пары, и взявшись за руки выстраиваются друг за другом. Встав в две шеренги, пары поднимают руки и образуют коридор из «воротцев». Ведущий идёт через коридор, начиная с конца шеренги, оставшийся без пары продолжает игру.
«Блины»казачья игра
Играющие становятся в круг, плечом к плечу. Это «сковорода». В центре водящий-наблюдатель. По его сигналу, без помощи рук надо суметь вытолкнуть соседа на сковороду. Если кого-то вытолкнули в круг, то «блин спёкся», и тот выходит из игры. «Сковорода» уменьшается в размерах. Игра продолжается до тех пор, пока в сковороде не останется два человека.
«Плюшки» семейская игра.
Играют в догонялки. Тот, кого догнал и успел ударить водящий, становится «плюшкой». Теперь «плюшка» догоняет игроков, чтобы шлёпнуть одного из них. Выигрывает тот, кто не получил ни одной «плюшки».
БУРЯТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Игра «Верблюжонка верблюд ловит» ("Ботогон буурашалга")
Напоминает игру "Кошки-мышки", только действующие лица в ней иные - типичные животные для степных районов: верблюд (буура, верблюжонок (ботогон). Эти роли (роли водящих) распределяются по желанию или по считалке. Остальные играющие образуют круг, взявшись за руки. "Верблюжонок" становится в круг, а "верблюд" остается за кругом и пытается прорваться в него, но образующие круг препятствуют этому, не расцепляя рук. Если "верблюду" все же удается прорваться, то он пытается схватить "верблюжонка". Тот увертывается и выскакивает из круга (его пропускают под руками, а "верблюда" снова задерживают. Если "верблюду" долго не удается поймать "верблюжонка", его заменяет кто-нибудь другой по желанию. Когда "верблюжонок" пойман, игра заканчивается или возобновляется с новой парой водящих.
Игра «Волк и ягнята»
Один игрок – волк, другой – овца, остальные – ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает:
– Что ты здесь делаешь?
– Вас жду.
– А зачем нас ждешь?
– Чтобы всех вас съесть!
С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.
Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.
Игра «Иголка, нитка, узелок»
Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.
Игра «Ястреб и утки»
Игра проводится на улице. Необходимо разделит участок на несколько зон: «камыши», «озеро». На другом конце поля располагается «ястреб» — это ведущий, который будет ловить «уток». «Утки» должны по команде убегать от «ястреба», по дороге к «озеру» прячась в «камышах». «Камыши» — это несколько игроков, которые располагаются в произвольном порядке «Утки» спасаются сначала среди «камышей», потом — в «озере», где «ястреб» уже не может их ловить. Если «ястреб» сумел «осалить» нескольких уток, то они считаются пойманными и выходят за пределы игрового поля.
Игра «Рукавицу гнать»
Выбирают водящего и садятся вокруг него тесным кругом или напротив ведущего на лавке, но тоже так тесно, чтобы не было зазоров между сидящими. Руки все игроки держат за спиной. У одного из игроков в руках рукавица. Он начинает громко нараспев приговаривать: «Рукавицу гони!», одновременно передавая рукавицу своему соседу. Тот, в свою очередь, громко подхватывает песню и как можно быстрее передает рукавицу дальше. Водящий указывает на игрока, который должен показать свои руки. Если в них рукавица, то проигравший становится водящим, если — нет, то игра продолжается.
Правила игры :
1. Поет только тот, у кого рукавица.
2. Нельзя пытаться задержать у себя рукавицу, надо быстро передавать ее следующему игроку, который тут же начинает петь. Так создается эффект «какофонии», когда несколько игроков поют одновременно, с небольшой задержкой по времени.
3. Если водящий правильно указал игрока, у которого рукавица, тот не имеет права передавать ее дальше, а должен показать водящему и занять его место.
ЭВЕНКИЙСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Игра «Важенка и оленята»
На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится «важенка» (мать-олениха) и двое «оленят». «Волк» сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:
Бродит в тундре важенка,
С нею – оленята,
Объясняет каждому
Всё, что не понятно.
Топают по лужам
Оленята малые,
Терпеливо слушая
Наставленья мамины.
Играющие «оленята» свободно бегают по тундре, наклоняются, «едят» траву, «пьют» воду. На слова: «Волк идёт!» «оленята» и «важенки» убегают в свои домики (круги). Пойманного «оленёнка» «волк» уводит с собой.
Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. «Волк» начинает ловить только по сигналу и только вне домиков.
Игра «Каюр и собаки»
На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр (погонщик собак или оленей). Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.
Правила игры. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.
Игра «Рыбаки»
Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут вёслами.
Правила игры. Кто из играющих повторит движение неправильно, тот выходит из игры.
Игра "Коршун" (Лмунчикат)
Участник игры выбирали "коршуна" и "мать" (эннын). Все остальные играли роль детей. Стоя за спиной матери, они начинали дразнить коршуна словами "Коршун, коршун, ты потерял свой кошелек!" В ответ на это коршун начинал преследовать детей. Он должен был поймать последнего в колонне игрока, чтобы отобрать воображаемый кошелек. Игра продолжалась до тех пор, пока коршун не переловит всех участников, включая мать. Затем выбирали новых "коршуна" и "мать", и игра продолжалась.