Светлана Кофорова
Игры, направленные на развитие речи малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Игры, направленные на развитие речи малышей
Речевое развитие ребенка начинается с самых первых минут его жизни. С момента первого крика и до первого слова идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, органов речи.
Публикация «Игры, направленные на развитие речи малышей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
На первом году жизни малыша выделяются три основных этапа развития речи ребенка :
на втором - третьем месяце жизни у новорожденного появляется гуление ( неосознанное произнесение гласных звуков и согласных: а-а-а., га-а-а, гу-у-у) г.
в 3-4 месяца – он начинает лепетать, то есть несвязная, неясная речь.
к году – уже появляются первые слова ( у всех детей они появляются по-разному: у одних в 8-9 месяцев, у других в год и позже). Активный словарь (то есть слова, которые говорит ребенок) годовалого малыша составляет у всех разное количество - от 2-3 до 15-20 слов. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Период младенчества (от рождения и примерно до 1–1,5 лет) считается подготовительным, т. к. он играет особенно важную роль в становлении и развитии речи ребенка. На этом этапе у малыша :
1. развивается внимание к речи окружающих его близких и ее понимание;
2. появляется потребность в речевом общении;
3. развивается слуховая память (на слова);
4. формируется фонематический слух (различение речевых звуков);
5. развиваются и совершенствуются голосовые и артикуляторные возможности ребенка (то есть развитие подвижности артикуляционного аппарата).
Более продуктивно речь малыша в этом возрасте развивается через организацию родителями игрового взаимодействия с ним, через решение разнообразных проблемных ситуаций
Мы предлагаем Вам несколько таких игр-упражнений, которые вы можете использовать при общении с малышом.
Игра «Найди игрушку»
Предложите ребенку найти игрушку в пространстве комнаты. Активизируйте внимание малыша с помощью небольшого стихотворного текста:
Где же кукла наша?
Найдем мы куклу Машу!
Катя к кукле подойдет,
Катя куколку найдет.
В качестве искомого предмета может выступать любимая игрушка малыша или окружающие его предметы (шапка, соска, погремушка и т. д.).
Игра «В гости пришла кукла»
Играя с малышом, скажите ему, что кукла (или любимая игрушка) хочет спать и нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием «а – а – а». Взрослый показывает игровые действия, проговаривая: «Кукла Оля (самолетик) хочет спать, куклу (самолетик) надо покачать», побуждает малыша сделать то же самое.
* * *
В 1 год 3 месяца – 1 год 8 месяцев у ребенка начинают появляться слова-предложения, заменяющие целую фразу (например : ребенок просит машину и произносит: «би-би»).
В 1 год 10 месяцев уже появляются первые фразы. Их появление зависит от активного словарного запаса, количества употребляемых слов. Количество слов к концу второго года жизни может колебаться от 100 до 300.
В этот период малыши легко произносят гласные звуки: а, у, и, о, некоторые твердые согласные заменяются мягкими («дя» вместо «да», «сянки» вместо «санки»).
Звуки шипящие, а также звуки: л, рь, р отсутствуют из-за недостаточно окрепшего артикуляционного аппарата.
На третьем году жизни возрастает потребность ребенка в общении. Его словарный запас к концу года возрастает в 3-4 раза. Артикуляционные функции (мышц языка, губ, нижней челюсти) развиваются, но произносительная сторона все еще далека от совершенства. Но у детей велика склонность к подражанию, а это является важнейшим фактором в развитии активной речи.
Поэтому, очень важно, насколько активно родители принимают участие в развитии своих малышей. Ведь недаром еще наши прабабушки рассказывали большое количество различных попевок, колыбельных, потешек, считалочек. Интуитивно давали то, что необходимо для развития ребенка, развивая физический и фонематический слух, артикуляционный аппарат, моторику и т. д.
Потешка «Ладушки»
Ладушки, ладушки! (взрослый вместе с малышом хлопает в ладоши)
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку!
Поели, попили,
На головку сели (ручки на голову)
И шу-у… Улетели! (ручки разводим в стороны)
Народный фольклор выступает в роли помощника заинтересованным и внимательным родителям. Есть несколько моментов, на которые необходимо обратить внимание родителям, чтобы помочь своим малышам.
1. Необходимо развивать мелкую моторику рук (движения пальчиков, так как известно, что она положительно влияет на развитие речи ребенка. Это игрушки с липучками, кнопками, шуршалками, мозаику из крупных деталей, речевые игры, лепка, рисование.
2. Формировать произвольный ротовой выдох. Можно использовать различного вида подувалочки и ветряки, трубочки (для сока, духовые музыкальные инструменты (разного вида дудочки).
3. Нужно формировать произносительную сторону речи, развивать пассивный и активный словарь ребёнка.
Игра «Ветерок»
Взрослый предлагает малышу подуть на платочек, шторку, цветочек, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек.
Дунь – подунь, наш ветерочек.
Ветерочек, ветерок,
Дунь – подунь, наш ветерок!
Игра «Загони мяч в ворота»
Для игры вам понадобится скомканный из бумаги или ваты «мячик». Предложите ребенку поиграть в футбол, «забить» мяч в ворота: для этого необходимо ребенку и взрослому попеременно дуть на мячик, перекатывая его по столу.
Игра «Положим игрушку спать»
(игра проводится с игрушками, произнося нараспев цепочки гласных звуков: «а-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и»).
- на звук «а» укладываем спать куклу: Кукла-куколка, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
«А-а, а-а, а-а».
- на звук «у» укачиваем бычка: На кроватке спит бычок,
Он улё гся на бочок:
«У-у, у-у, у-у».
- на звук «о» укачиваем мишку: Мишка-мишенька, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
«О-о, о-о, о-о».
- на звук «и» укладываем мышку: Захотела мышка спать
И полезла под кровать:
«И-и, и-и, и-и».
Игра «Кисонька»
Взрослый читает стихотворение, сопровождая его показом на игрушке (ребёнка, себе) :
Заболела кисонька,
Кисонька – беляночка.
Заболела у кисоньки головушка: (поглаживает голову)
Ой – ой!
Заболела у кисоньки лапонька: (поглаживает лапку, руку)
Ой – ой!
Заболела у кисоньки ножка: (поглаживает ногу)
Ой – ой!
Заболела у кисоньки животик: (поглаживает животик)
Ой – ой! и т. п.