Мария Юрьевна Батулина
Игры на сплочение к 1 сентября
▼ Скачать + Заказать документы
В преддверии 2-го сентября, дня игр на сплочение, хочу поделиться своим опытом проведения праздника, дня знаний, в нашем детском саду «Тополёк» п. Зимовники Ростовской области.
Одной из задач этого праздника было использовать такие игры. Это было очень актуально после летних каникул, когда многие дети отдыхали с родителями в отпусках или сад закрывался на ремонт.
Публикация «Игры на сплочение к 1 сентября» размещена в разделах
- День Знаний. 1 сентября
- Игры для детей
- Игры на сплочение детского коллектива
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» сентябрь 2023
Первой игрой на сплочение была игра с мячом «Давай познакомимся». Вот казалось бы, что в ней такого? А вот представьте, приходят дети после длительного отсутствия в саду или впервые. Кто-то свободен в общении, а кто-то стеснителен. Кто-то уже много лет ходит, а кто-то новенький. Да и вообще, любое общение начинается со знакомства. Кто не согласится, что очень приятно, когда на тебя обратят внимание. Но как это реализовать, когда детей много, а ведущий (у нас это был клоун) один. Ведь так и праздник затянется, пока с каждым перезнакомишься. И вот здесь кроется хитрость данной игры. Не стоит играть со всеми. Ведущему достаточно поиграть с некоторыми ребятами по собственному выбору. А потом, воскликнув - «как же вас много!» - нужно побудить всех одновременно крикнуть свои имена. С первого раза не получится сразу всем крикнуть, нужно попросить повторить имена и, может быть неоднократно. Главное, чтобы это вызвало у ребят восторг.
Ещё одна хитрость. Игры такого характера, как вышеописанная, идут на ура всегда после какого-то зажигательного приветствия. Оно может быть музыкальным или просто в стихах, где ребята и похлопают, и потопают, и руки друг другу пожмут, и обнимутся. Вот уже и вторая игра на сплочение – «Приветствие», хотя по сценарию у меня она была первой. Она уже подвижная, и для неё достаточно лишь встать с места, а можно и не вставать.
Вслед за знакомством можно сменить вид деятельности на более активный. Так сказать, если познакомились, почему бы не потанцевать. Конечно, танец можно было бы включить любой, хороводный, например. Я выбрала парный, на ускорение, причём вообще не знакомый детям. Ведь у нас день знаний. А знания легче усваиваются в игровой форме. Да и слуховое внимание немаловажно в развитии любого ребёнка. Ребята в парах выполняли движения соответственно тексту, и им в этом, конечно, помогали взрослые. Ведь на то он и праздник, чтобы дети наши отдыхали. Не стоит их муштровать бесконечными танцами. Не скрою, кто-то сегодня под новые музыкальные игры был пассивен. Но не потому, что не понравилось, а потому что прислушивался и присматривался. И ведь никто не плакал, хотя были и малыши, которые только недавно стали проходить адаптацию в детском саду. Значит, ребятам игра понравилась. Итак, это была третья танцевальная игра на сплочение в парах.
Четвёртая музыкальная игра ещё подвижнее, она ориентирована на закрепление знакомства конкретно в каждой группе. Ребята непосредственно под весёлую музыку разбегаются, а под спокойную собираются в кружочки по группам. Игровая проверка, так сказать! Не забыли ли они за лето свои группы! Заодно развиваем координацию движения в пространстве и зрительное внимание.
Пятая игра на сплочение – паровоз. Как её любят наши дошкольники! Самая лучшая игра на выявление лидерства (кто впереди всех). И ведь в сплочённом коллективе обязательно должен быть такой, который имеет авторитет у многих. К ним и ребята, в целом, тянутся. Хочешь, не хочешь, а в этой игре таких сразу видно. Именно поэтому у нас на празднике было несколько вагончиков. Лидеров можно впоследствии смело брать на любые экспромты, постановки и сольные танцы для каких-то показательных или конкурсных номеров. Но зачастую, если группа пока не очень сплочена, или дети маленького возраста, то впереди такого паровозика всегда взрослый.
Теперь остановимся конкретно на этой игре. Во-первых, она подразумевает смену деятельности в зависимости от характера музыки и текста песни. На первую часть дети всегда «едут паровозиком», на следующую выполняются движения по тексту. Причём, если действия требуют смены местоположения, то, опять же, мы у дошкольников развиваем зрительное внимание и ориентировку в пространстве.
Как не странно, но игру «паровоз» я включила в раздел зарядки. И были задействованы все. Никто не остался сидеть в стороне.
На паровозике мы с ребятами совершили виртуальное путешествие в страну знаний. Там мы сначала повторили цифры от 1-го до 4-х, потом вспомнили русские народный сказки в форме загадок. Теперь остановимся на математической игре, потому что это шестая игра на сплочение. Под весёлую музыку ребята старших и подготовительных групп танцуют, а на паузу, согласно показанной цифре, или замирают (на «1», или собираются в пары, тройки и четвёрки, соответственно показанной цифре.
Следующая игра, седьмая, – танец, - охватила уже всех ребят. Мы сделали большой общий круг, и ребята танцевали по показу взрослых. Но вот только не получилось реализовать на практике задуманное. На припев песни к этому танцу следовало водить хоровод. Я даже придумала для ведущего следующие слова:
Вы за нами успевайте
И движенья повторяйте.
Но на припев, смотрите,
Хоровод ведите!
Всё-таки такие танцы, игры, нужно репетировать, или же они должны быть для детей одного возраста, и желательно, старшего. Сердце подсказало, что хоровода не получится. Дети разного возраста, и малыши уже подустали. Поэтому мы заменили хоровод просто ритмическими хлопками.
А вот последняя музыкальная игра с фантиками вообще была запланирована как танцевальный номер. Мы хотели наколдовать конфеты, а получились фантики. Но как же быть? Дети-то хотели конфет. Поэтому пришлось подыграть. «Только в день знаний», один раз в году, ребята могут помочь клоуну фантики превратить в конфеты!». Для этого надо было сначала с фантиками потанцевать, потом сложить их обратно в коробку, а затем кому-то подуть на неё, кому-то прикоснуться к ней, а кому-то вспомнить любые волшебные слова. И, о чудо, в коробке оказались настоящие конфеты! Восторгу и удивлению ребят не было предела! Таким образом, использование коробки с сюрпризом, неожиданно сплотило всех ребят. Вот, что значит, - «Любой праздник – это хорошо спланированный экспромт!».
Спасибо за внимание! Буду рада, если мой опыт кому-то пригодится. Творите, дерзайте и будьте настоящими волшебниками, дорогие коллеги! С наступившим новым учебным годом!