Елена Бовина
Игры на развитие межполушарных связей. Нейроигры
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство педагогов с приемами нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.
Нейрогимнастика представляет собой комплекс упражнений, которые могут выполняться детьми всех возрастных групп. Данный вид тренировочного процесса направлен на развитие и укрепление функций ЦНС, повышение активности мозолистого тела, которое координирует слаженную работу обоих полушарий головного мозга. Чтобы регулярно выполнять нейрогимнастические упражнения, достаточно уделять от 5 до 7 минут в день.
Публикация «Игры на развитие межполушарных связей, Нейроигры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Что такое нейрогимнастика?
Нейрогимнастика для детей — это комплекс упражнений, которые созданы для повышения многофункциональности головного мозга. За счет регулярного выполнения определенных действий, направленных на тренировку ЦНС, реально добиться положительного результата в виде более быстрого освоения письма, чтения, развития аналитического и логического типа мышления.
Нейрогимнастика является частью прикладной науки «образовательная кинезиология», которая изучает развитие мыслительных способностей человека за счет выполнения заданий для обоих полушарий мозга.
1. Межполушарные доски и межполушарные дорожки – тренируют полушария головного мозга. В результате прохождения лабиринта одновременно двумя руками (ногами) улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушария.
Задание: пройти по лабиринту одновременно двумя руками (ногами, произнося нужный звук или слог.
2. Межполушарные дорожки : используем кинезиологические дорожки для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука.
Варианты проведения игры :
• выбери две пластиковые крышки разных цветов – это машинки.
• надень крышечки на указательные пальцы.
• одновременно обеими руками направляй машинки от старта к финишу.
• используй маленькие машинки, мозаику, камушки.
3. На занятии применяем зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный нам звук.
«Кубик с дорожками» :
Дети бросают кубик, выпадает дорожка, которую нужно нарисовать.
(на листах отмечены опорные точки)
Можно рисовать дорожки на снегу и песке.
4. Нейроигры с пинцетом :
«Ёлочки» :
Ребенку предлагается пинцетом, сначала правой рукой, затем левой и после этого одновременно двумя руками взять разноцветные шарики и украсить ёлочку (две ёлочки одновременно).
Вариант с усложнением: например, на дифференциацию звуков в словах.
Инструкция ребенку: если услышишь звук «Ж» берешь правой рукой желтый помпон, если звук «З» левой рукой – зеленый.
«Волшебный мешок», «Яблоко с червяками»
(аналогичные задания, используя две удочки).
Можно использовать прищепки.
5. «Повторяй за мной» :
Участникам игры, предстоит повторять позы или положение рук, нарисованные на карточках.
Варианты игр:
Предлагаем кинезиологические ряды, дети должны повторить их.
Дети сами выкладывают кинезиологические ряды.
Используя индивидуальные карточки с кинезиологическими рядами, дети работают в парах.
Ведущий вытягивает верхнюю карточку из колоды и кладёт её перед участниками, задача игроков, как можно быстрее повторить движение.
Игра со спиннером или стрелкой (на спиннер приклеивается стрелка, задача ребёнка, среди разрезанных карточек найти те, на которые указала стрелка и воспроизвести пальцевую позу).
Повтори или прочитай слоги, подключив при этом пальчики.
Называй картинку, двигаясь по рядам. Под каждой картинкой есть стрелка, которая несёт ответственное задание для тебя.
6.«Звуковые нейродорожки»
Представляет собой комплекты таблиц - дорожек с автоматизируемыми и дифференцируемыми звуками, и изображенными на них правыми и левыми ладошками; на разных дорожках в названиях картинок автоматизируемые звуки стоят в определённых позициях.
Инструкция. Ребенок кладет ладони на стол и четко называет картинки на выбранной (в соответствии с этапом автоматизации звука) дорожке. При этом, он ударяет по столу правой ладонью, если видит, что картинка изображена на правой ладошке, и левой – если картинка на левой.
Варианты использования:
• выполнение движения в соответствии с ладошкой, без называния картинки;
• использование массажных ковриков-тренажеров при ударах руками;
• использование вместо ударов об стол другого движения, н-р, поднимание рук;
• выполнение движения (удар по столу) обеими руками одновременно на автоматизацию и дифференциацию звуков, где добавлены варианты с двумя ладошками вместе.
Варианты усложнения:
• повышение скорости выполнения задания;
• выполнение упражнения стоя;
• подключение дыхания: проговаривание картинок с одной строки (двух) на одном выдохе.
7. Упражнения с мячиками:
У каждого по одному мячику (массажный) :
• Способы действий с мячиками:
- мяч в противоположной руке – перекладывать из руки в руку у себя
- мяч в противоположной руке – перекладывать другому
- мяч в противоположной руке – себе – другому
- мяч не в противоположной руке – другому по диагонали
- мяч не в противоположной руке – себе – по диагонали другому
- 2 тебе, 2 мне.
8. Нейротренажёры для детей :
Распечатать кинезиологические позы и разместить их на стену. Детям предлагается пройти дорожку, с помощью рук.
Распечатать лабиринт и пройти его правой рукой, левой и двумя одновременно.
Нейротренажёр с геометрическими фигурами.
9. Нейроупражнения :
Развиваем межполушарное взаимодействие, внимание, саморегуляцию и пространственное мышление.
10. Нейропсихологическая развивающая игра :
Представлена в виде двух межполушарных досок и предлагает десять увлекательных и полезных игр, которые знакомят детей с основными цветами, развивают синхронную работу полушарий, развивает мелкую моторику, развивает воображение, речь, внимание и память.
«Послушный жетон»
Закрой жетонами кружки определённого цвета.
«Дружные пальчики»
Поставь оба указательных пальца на две дорожки одинакового цвета. Пройди одновременно вначале двумя указательными пальчиками по одному цвету снизу вверх. А теперь проделай то же самое по очереди большим, безымянным, средним или мизинчиком. А теперь выполни это задание на время.
«Весёлые слоги»
Два или один игрок садятся за поле и выбирают цвет, по которому будут двигаться. Шагают пальчиком и проговаривают слоги. Можно провести соревнование, кто быстрее.
«Пальчиковый твистер»
Бросай одновременно два кубика. Первый кубик покажет какой по счёту пальчик (считаем от большого). Второй кубик показывает цвет.
«Внимательные ладошки»
Выбираем путь – идём слева направо или сверху вниз, по горизонтали или по вертикали. Ударяем по столу по следующей схеме.
Красный круг – удар полной ладошкой.
Синий круг – удар ребром ладошки.
Зелёный круг – удар кулачком.
Жёлтый круг – удар тыльной стороной ладошки.