Бубнова Елена
Игры для формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на формирование пространственных представлений : слева,
справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Доползи до игрушки
Цель: Продолжать учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем простран-стве; обратить внимание на направление движения в пространстве и само-стоятельно выбирать это направление.
Оборудование. Разные игрушки.
Публикация «Игры для формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ход игры. 1 -й вариант. Педагог сажает детей в ряд на стулья. Напротив, на полу на разном расстоянии от стульев лежат две игрушки. Двое детей по сигналу педагога ползут к игрушке: один - к ближней, другой - к даль-ней. Остальные, наблюдают. Первый ребенок быстрее заканчивает движе-ние, берет игрушку и поднимает ее вверх. Другой это же выполняет позже. Педагог обсуждает с детьми, почему первый взял игрушку раньше, и под-водит их к выводу, что одна игрушка лежала далеко, а другая - близко. Игра повторяется с другой парой.
2-й вариант. Игра проводится по тем же правилам, но игрушки расклады-ваются в разных направлениях: одна - прямо перед стулом, другая - напротив по диагонали, третья - слева или справа. Педагог, вызывая детей, не обращает их внимание на то, где лежат игрушки. Задача каждого ре-бенка - определить направление, в котором надо ползти.
Куда я спрятался?
Цель. Учить понимать, словесно обозначать местоположение объекта, упо-треблять предлоги : за, из-за, около, от, перед, в, из и т. д.
Игра для всей семьи: ребёнок с одним из родителей прячется, второй роди-тель ходит, ищет их. Главное в этой игре, постоянно обозначать места, где ищут, например, «В песочнице есть? На скамейке? За деревом? Около ку-ста?» и т. д. Усложнение игры, когда ребенок сам проговаривает места по-иска объекта.
Вправо, влево прокати, только мяч не упусти
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики.
Оборудование: маленькие мячи или шарики.
Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ре-бенка к другому по инструкции логопеда: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.
Внимательно слушай и рисуй
Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Ребенок должен их изобразить согласно данной инструкции. Например, вверху слева прямоугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т. д.
Варианты: разделить лист на четыре части путем сгибания. Ребенку дают инструкции: «В верхнем правом углу нарисуй треугольник, в нижнем пра-вом углу нарисуй.» И т. Д.
Магазин
Цель. Учить понимать пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно обозначить местоположение предметов на полках предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных от-ношений.
Ход игры. Ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках рас-ставляет игрушки и говорит, где и что находится.
Найди магнит
Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, - какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать.
Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.
Путешествие по азбуке
Цель: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости, формиро-вать образы буквы и слова.
Оборудование: игровое поле с буквами
Содержание: ребенку говорим: Сегодня мы с тобой отправимся в путеше-ствие по волшебной стране, где живут загадки, а азбука поможет тебе их разгадать. Если ты правильно соберешь все буквы, то сможешь узнать от-гадку. Педагог загадывает загадку, а затем дается направление движения по игровому полю. Ребенок действует в соответствие с инструкцией, со-ставляет слово - отгадку.
Художник
Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию. Оборудование: картинка - фон, пред-метные картинки. Содержание: Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.
Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения
Найди игрушки
Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию. Оборудование: разные игрушки Содержание: Детям сообщается, что все игрушки спрята-лись. Чтобы их найти нужно внимательно слушать "подсказки" (инструк-ции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел иг-рушку.
Жмурки с колокольчиком
Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов. Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик. Содер-жание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колоколь-чик.
Где находится твой дом?
Цель: Расширять словарь детей за счет использования в речи предлогов и наречий : около, возле, перед, позади, слева, справа, между при описании местоположения дома. Развивать диалогическую речь. Оборудование. Два игрушечных телефона
Содержание. В подготовительной группе в игре используется тот лее наглядный материал, можно добавить еще 1-2 новых здания: школу, по-чту. Воспитатель может привлечь детей к построению улицы на длинном листе картона. Дополнительным материалом являются маленькие изобра-жения такси, наклеенные на картон. В игре принимает участие четное ко-личество детей (4-6 человек). Воспитатель предлагает им объединиться в пары и объясняет ход и правила игры : «В каждой паре один будет новосе-лом и мысленно выберет себе любой дом на этой улице, а другой, его друг, захочет узнать, где тот поселился. Он позвонит по телефону и станет спрашивать новосела, где расположен его дом. В своих вопросах и ответах будете употреблять точные слова, обозначающие расположение дома сре-ди других строений и предметов. В конце телефонного разговора новосел приглашает друга к себе на новоселье. Друг возьмет такси и остановит его возле нужного дома». Воспитатель дает первой паре два телефона. А так-же мо-сет перед игровым действием вспомнить с детьми обстоятельствен-ные наречия и предлоги. По ходу телефонного разговора детей воспита-тель, если потребуется, напоминает им некоторые правила: начать разго-вор с приветствия, затем сообщить, кто говорит, — и о том, как можно за-кончить разговор. Аналогично другие пары детей ведут телефонные раз-говоры. Во 2-м коне дети меняются ролями. В конце игры воспитатель оценивает не только точность переговоров, но и манеру разговора — веж-ливость, приветливость
Незаконченные изображения
Детям предлагают карточки с недорисованными изображениями (у собаки не нарисована правая лапа, у кошки — левое ухо и т. д.) - Предлагают до-рисовать, назвать и подписать, используя пространственную терминоло-гию.