Мария Валяс
Игры и викторины для детей дошкольного возраста с использованием оборудования автогородков.
1. Ведущим методом обучения дошкольников безопасному поведению на дороге является игра. Ведь игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения. Игра - это не только развлечение. Используя возможности игры можно научить детей умению ориентироваться в сложных дорожных ситуациях, развить быстроту реакции.
Игры по обучению детей правилам дорожного движения и формированию навыков безопасного поведения на дорогах можно структурировать следующим образом.
2. Игры - мини-викторины.
Публикация «Игры и викторины для детей дошкольного возраста с использованием оборудования автогородков,» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Игры для детей
- Транспорт. Игры, дидактические пособия с машинками
- Темочки
Мини – викторины интереснее проводить с использованием оборудования автогородка, как внутри помещения детского сада та и на площадке с дорожной разметкой.
Для эффективного проведения мини – викторин хорошо использовать разнообразные информационные стенды, которые являются переносными, они могут быть использования для доказательности правильности ответов, обсуждения их со взрослыми и сверстниками.
Мини-викторины носят соревновательный характер. Можно их проводить в форме командной игры или на выявление знатока правил дорожного движения. Задания носят двойной характер: дать правильный ответ и показать на схеме, стенде.
Примером являются такие вопросы как:
• Какая часть улицы предназначена для пешеходов?
• Какая часть улицы предназначена для движения транспортных средств?
• Какой прибор обеспечивает безопасный переход через улицу?
• Самое безопасное место для перехода через проезжую часть.
Второй тип вопросов: отгадай загадку о дорожном знаке, отыщи его и установи в нужном месте.
3. Живые картинки.
Ценность организации таких игр заключается в том, что дети на практике проживают реальные опасные ситуации, возникающие на дороге, сами воспроизводят их. В одной инсценированной зарисовке может быть несколько сюжетов, раскрывающих действия пешеходов. Оценивается правильность и полнота ответа.
Для обеспечения подлинности сюжетов детям предлагаются стационарные дорожные знаки, детские транспортные средства, светофор.
Занятие может носить соревновательный характер или модель ролевой игры.
Перед детьми ставится задача: на участке автогородка поочередно изобразить «живую картинку» дорожной ситуации, в которой имеются сюжеты нарушения ПДД. Например, две девочки идут по тротуару и играют в мяч, подойдя к перекрестку, они останавливаются, ожидая, когда загорится зеленый свет светофора. Загорается зеленый свет - девочки продолжают движение, играя с мячом.
Остальные дети должны найти элемент нарушения правил безопасного поведения и объяснить его.
Примером могут быть и такие ситуации.
Ситуация 1.
Вдоль дороги, возле которой нет тротуара, движутся две группы ребят. Первая группа -мальчики, вторая - девочки. Обе группы двигаются в одном направлении. Мальчики идут вдоль правой стороны дороги, а девочки - вдоль левой стороны дороги. Кто из них прав? Почему?
Ситуация 2.
Дети идут домой из школы, оживленно беседуя. Они медленно брели по тротуару, растянувшись на всю его ширину и не заметили, что идущая за ними женщина вынуждена была сойти на проезжую часть, чтобы обойти их. Кто нарушил правила, женщина или ученики? Почему?
Ситуация 3.
На перекрестке, где установлен светофор, интенсивность движения небольшая. Девочка, не обращая внимания на смену сигналов, ринулась через дорогу на жёлтый свет. Как должна была поступить девочка в данной ситуации?
Ситуация 4.
На остановке, расположенной на противоположной школе стороне, остановился автобус. Из автобуса начали выходить пассажиры, несколько ребят, выпрыгнув из передней двери, побежали перед автобусом на дорогу и, не посмотрев по сторонам, устремились к школе. Другая группа ребят обошла автобус сзади и тоже поспешила через дорогу в школу. Кто нарушил правила безопасности?
4. Игры по типу «Пешеходы и водители»
Дети делятся на две группы - водители и пешеходы.
Участники игры должны проехать или пройти определённую часть дороги в соответствии с сигналами светофора и дорожными знаками.
5. Наглядно-образные игры «Найди ошибку»
На территории автогородка устанавливаются дорожные знаки и светофор. На одном конце городка размещается макет (плакат с изображением) жилого дома, на другом – школа, детский сад, цирк и т. д. Воспитатель предлагает детям добраться до места назначения (например, из дома в зоопарк) без нарушений ПДД. Дети – наблюдатели следят за соблюдением правил дорожного движения. Можно заранее обговаривать с детьми- нарушителями возможные варианты неправильного поведения на дороге, чтобы дети – наблюдатели могли проанализировать ситуацию.
Например:
• двигаясь по тротуару, ребёнок играет с мячом,
• не доходя до пешеходного перехода ребёнок перебегает дорогу перед приближающимся транспортным средством,
• ребёнок начинает движение на другую сторону дороги на красный сигнал светофора и т. д.
•
6 .Моделирование ситуации.
Воспитатель читает текст, дети внимательно слушают его. После этого он читает фрагменты текста по порядку, дети моделируют дорожную карту, расставляя знаки в соответствии с описанной ситуацией.
Например:
Из жилой зоны на главную дорогу выехал велосипедист. Он поехал по специально отведенному для этого месту- велосипедной дорожке. Велосипедная дорожка пересекла главную дорогу, по которой могли двигаться только автомобили».
7. Мы уверены, что в результате применения в практике работы с детьми инновационных форм работы, предполагающих активное участие детей и их упражнение в разрешении дорожных ситуаций, к концу дошкольного возраста у детей будут сформированы навыки и устойчивые положительные привычки безопасного поведения на улице.