Елена Машарова
Игры и упражнения, используемые на логоритмических занятиях
Разминка.
1. Ходьба на внутренней и внешней стороне стопы:
Лед да лед, ходьба на внешней стороне
Лед да лед. стопы.
А по льду пингвин идет.
Скользкий лед, ходьба на внутренней стороне
Скользкий лед, стопы.
Но пингвин не упадет.
2. Упражнение на равновесие.
Дети стоят на одной ноге (ноги чередуются) и произносят слова:
«Цапля важная, носатая, целый день стоит как статуя».
3. Упражнение «Лесная дорожка».
Публикация «Игры и упражнения, используемые на логоритмических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Темочки
Дети перешагивают через палки, кубики, положенные на пол, идут приставным шагом по скамейке – «переход по мостику через ручей». Дети идут «змейкой» между предметами – «прогулка в лесу.
Регуляция мышечного тонуса.
1. «Тихо – громко».
Дети знакомятся с тихим и громким звучанием музыкального инструмента. Мягкие движения флажками внизу – на тихое звучание, сильные взмахи над головой – на громкое звучание. Кроме флажков можно использовать ленты, султанчики. Во время исполнения движений под тихую музыку детям можно предложить пропевание гласных звуков.
2. «Веселый бубен»
Стоя в кругу с бубнами в левой руке, дети на громкую музыку ударяют в бубен правой рукой, на тихую музыку берут бубен в левую руку и легко им встряхивают.
3. «Игра с мячом».
Мячик об пол, (2 раза) дети ударяют в такт слова мячом
По полу прокатим мяч. об пол.
Мячик выше (2 раза) подбрасывают мяч вверх.
По полу прокатим мяч.
4. «Игра с водой».
Дети сидят на полу, руки опущены. «Бул-тых»,- произносят дети. Плавно разводят руками в стороны и назад, как бы плывут в воде. Затем возвращаются в исходное положение.
5. «Сядем на бережок».
Кистями рук легко бьют по воображаемой воде, «плещутся», одновременно произнося слова: «Баба сеяла горох – ох-ох-ох-ох. Уродился он неплох –ох-ох-ох-ох».
6. «Фонарики».
Вращение кистями рук вверху (3 – 5 сек.) – напряжение мышц рук и верхнего плечевого пояса, с последующим опусканием рук вниз – расслабление.
После выполнения подобных упражнений беседую с детьми. Развивая разговорную речь, учу рассказывать о том, что они делали. Вначале дети не могут словесно обозначить свои ощущения, но по истечении времени, дети сами отмечают, что руки могут быть расслабленными и напряженными.
Упражнения для развития всех сторон внимания;
1.«Слушай и превращайся».
На звучание в низком регистре идти, подражая медведям, на звуки среднего регистра изображать ходьбу «цирковых лошадок», на высокие звуки прыгать как «зайчики».
2. «Снеговики и снежинки».
Под музыку вальса легко на носочках бегать, танцевать с султанчиками в руках, как снежинки. В конце музыки присесть. Под марш снеговики с лопатками выходят и «расчищают» дорожки от снега.
3. «Клоуны».
Дети стоят в две шеренги, одна шеренга приседает, другая выпрямляется с подъемом на носки.
4. «Жуки»
Дети свободно стоят по всей площадке. По сигналу «Жуки летают»- разбегаются, по сигналу: «Жуки отдыхают» - дети ложатся на спинки и болтают в воздухе ногами и руками. В процессе этой игры детям предлагается произносить в 1 части [у] – на первом этапе работы, [ж] – на 2 этапе (этап автоматизации звуков).
Речевые упражнения.
В речевых упражнениях использую раздельное выполнение речевых упражнений и действий.
1. «Флажок».
дети держат флажок горизонтально в правой руке и переступают через него то правой, то левой ногой. Одна команда говорит, другая выполняет:
Ножку выше поднимай, через палочку шагай.
Затем передают флажок в левую руку:
И другой не отставай, но флажок не опускай.
В работе использую такие речевые упражнения, где действия выполняются одновременно с речью.
2. «Гусята».
Ходьба в приседе с одновременным проговариванием стиха:
Плыли гусята – красные лапки,
Озером, озером – все по порядку.
Серые плыли, белые плыли.
Красными лапками воду мутили.
Параллельно, расширяя словарный запас детей объясняю детям значение слова «мутили», прошу их объяснить, почему вода становится мутной. Поощряю желание детей высказать свое мнение, желание порассуждать
Счет помогает детям правильно встать парами, построиться в две колонны.
3. Упражнение «Тропинка».
На счет «раз» - дети поднимают руки вверх («сноп», на «два» - руки в стороны («елка», на три – присесть («пенек») и т. д.