Приложение МААМ

Игры и упражнения для развития словаря

Елена Белоусова
Игры и упражнения для развития словаря
▼ Скачать + Заказать документы

БЫВАЕТ - НЕ БЫВАЕТ

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т. д. Можно играть и без мяча, просто задавая вопросы.

ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Публикация «Игры и упражнения для развития словаря» размещена в разделах

Пример: "Иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?"

" Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его".

"Пришла я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла".

Как вариант, можно предложить ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите: как бывает на самом деле.

ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ…

Ведущий задает вопрос - ребенок отвечает.

"Что будет, если я встану ногами в лужу?" "Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями.

ЧТО ВНУТРИ

Ведущий называет предмет или место, а игроки в ответ называют что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

дом - стол, шкаф - свитер, холодильник - кефир, тумбочка - книжка, пузырек - лекарство, кастрюля - суп, дупло - белка, улей - пчелы, нора - лиса, автобус - пассажиры, корабль - матросы, больница - врачи, магазин - покупатели.

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ С…

Что можно сделать, например, со стаканом. Из стакана можно пить, можно выдавливать из теста кружочки, можно мять картошку, ставить туда ручки и карандаши, устроить в нем маленький террариум, посадив внутрь жука или божью коровку. Если детей много, то каждый предлагает свой вариант.

КАК МОЖНО УЗНАТЬ

Задавайте детям вопросы типа:

Как можно узнать, холодно ли на улице или нет? (посмотреть на градусник за окном)

… сварилась картошка или нет? (потыкать вилкой или попробовать)

… высохла ли рубашка? (потрогать)

… сладкий ли чай? (попробовать)

… пишет фломастер или нет? (попробовать писать)

. крепко ли завязана веревка? (потянуть)

… есть ли вода в стакане? (посмотреть)

… есть ли мячик в закрытой коробке? (потрясти)

… есть ли кто дома? (позвонить в дверь или по телефону)

… работает ли пылесос? (включить)

… одинаковой длины полоски нарисованы? (измерить линейкой)

… интересная ли книжка? (прочитать)

… мягкий ли хлеб? (пощупать)

… любит ли собачка кашу? (дать попробовать съесть)

ЧТО НА СВЕТЕ КОЛЮЧЕЕ

Попробуйте вспомнить вместе с ребенком, что на свете есть колючего? Иглы у ели и ёжика, швейные иголки и булавки, шипы роз и шиповника, папин подбородок.

Назовите несколько колючих объектов, возможно малыш добавит к ним другие. Например, назовите сами ёлку, ёжика, иглы и булавки. А когда гуляете в парке или в лесу найдите колючие растения, покажите ребенку шипы. Для чего они нужны растению? Наверняка, ребенок вспомнит вашу игру и сам добавит находку к категории "колючих вещей".

Можно поиграть и с другими свойствами. "Что на свете холодное?", "Что на свете круглое?", "Что на свете липкое?". Только слишком много сразу свойств не спрашивайте. Лучше что-то одно. Главное, чтобы ребенок запомнил принцип и включал в группу новые и новые объекты.

ЧЕМ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ

Выберите какой-нибудь глагол (рисовать, кушать, играть и т. п.) и спросите ребенка: "Чем можно рисовать?" Попробуйте привести некоторые примеры: карандашами, красками и кистями, мелом. Пусть малыш пофантазирует и предложит свои варианты.

Чем можно кушать? (ложкой, вилкой, палочками, руками.)

С чем можно играть? На чем можно ездить, летать? Постарайтесь найти как можно больше самых разных ответов на эти простые вопросы.

У КОГО КАКАЯ РАБОТА

Эта игра поможет вам быстро определить назначение каких предметов, или допустим, частей тела ребенок еще не знает. А значит есть повод рассказать ему о них. Спросите малыша, какую "работу" делают наши глазки, уши, нос, руки и т. д. Сначала приведите ребенку несколько примеров, чтобы он понял принцип. Можно спросить о назначении любых предметов в комнате или на улице (какая работа у утюга, у холодильника, у автомобиля и т. д.).

Эти игры я отнесла к группе детей 4-5 лет условно. Я думаю, они могут понравится детям и старше и младше, если подобрать слова и материалы для их уровня.

Небылицы в стихах

Задание

1. Найди небылицы и подчеркни их карандашом.

2. Докажи, почему такого не бывает.

Путаница-перепутаница 1

Тёплая весна сейчас.

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

"Га-га-га" - пел соловей

Быстро дайте мне ответ,

Это правда, или нет? (Л. Станичев)

Лесная небылица

Как-то летом на опушке

Куковали три лягушки.

К ним зайчонок прибежал,

Клюв открыл и замычал.

Пролетал над ними лось.

(Лосю что-то не спалось.)

Крикнул громко лось с небес:

- Тише, братцы, это лес!

Путаница-перепутаница 2

Лает кошка из лукошка,

На сосне растёт картошка,

Море по небу летит,

Волки съели аппетит.

Звонко квакают утята,

Тонко крякают котята.

Проползла змеёю луковица.

Получилась перепутаница. (В. Бурыкина)

Удивительная грядка

У меня на грядке -

Крокодил растёт!

А в Москва-реке

Огурец живёт!

Осенью на грядке

Крокодил поспел!

Огурец в Москва-реке

Всех лягушек съел!

Я боюсь, ребятки,

Что на этот год

Вырастет на грядке

Страшный бегемот.

А в Москва-реке

Клюнет на крючок -

Как вам это нравится?-

Страшный кабачок!

Ох! Когда ж на грядке

Будет всё в порядке? (Ю. Коваль)

Я не зря себя хвалю.

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю,

Что любое предложенье.

Прямо сразу повторю.

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла кактус на окне.

Ехал кактус на коне,

Вел старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на окне.

Знаю я, что говорю,

Говорил, что повторю,

Вот и вышло без ошибок,

А чего хвалиться зря (Э. Успенский)

Жили-были.

Жили-были

Дед да баба

С маленькою внучкой,

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А хохлаткою они

Звали жеребёнка,

А ещё была у них

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачонка Мурка,

А ещё - два козла:

Сивка да Бурка! (Ю. Чёрных)

Перепутаница 3

Погляди-ка, у зайчонка

Мёду - полных два бочёнка,

А морковки нету!

А у рыженькой у белки

Три морковки на тарелке,

А орешков нету!

А орешки - у бычка,

Два дубовых сундучка,

А травки-то нету!

А у Пети-петушка

Травки целых три мешка!

А зёрнышек нету!

У мохнатых медвежат

В миске зёрнышки лежат,

А медку-то нету!

А у Журы-журавля

Три тарелки киселя,

А лягушек нету!

А у Маши в кружке

Квакают лягушки.

Лягушонок скачет -

Что же это значит?

Это значит,

Что всё тут перепутано.

А теперь попробуй сам

Всё расставить по местам! (В. Данько)

Эти стихотворные нелепицы можно давать детям на слух, предлагая выполнить какое-то действие, услышав небылицу.

Инструкция. Я буду читать стихотворение, а ты внимательно слушай. Как услышишь небылицу, подпрыгни (присядь, хлопни, топни.).

Рассказы - небылицы

Цель: поиск небылиц и замена их «рядовым» текстом

Задание

1. Найди небылицы.

2. Переделай рассказ так, как бывает на самом деле.

Небылица про Машу и маму

Это Маша. Ей шесть лет. Каждое утро Маша ходит на работу. Она продавец. У Маши есть мама. Вечером Маша отводит её в детский сад. Пока Маша работает, мама гуляет, обедает и спит. Мама знает, что утром Маша придёт за ней.

Небылица про зайца

Жил-был в лесу заяц. Он был огромный, рогатый. Все звери его боялись. Как увидят, кто куда прячется. Волк в речку сразу ныряет. Рыбы по норам прячутся. Медведь сразу подальше улетает. А лисица из дупла высоко на дереве выглядывает. Одна серая мышь зайца не боялась. Она боксом занималась. Встанет на пути у зайца, да как начнёт кулачищами махать. Заяц никогда её не обижал. Только съесть грозился.

Огромная небылица

Жил-был в лесище зайчище. Страшилище, каких ни людищи, ни зверищи не видели. Однажды пришёл зайчище на речищу. Видит, плавает крокодилище. Зайчище закричал крокодилищу:

- Плыви сюда. Я на тебе покататься хочу.

Говорит крокодилище:

- Хаханьки! Беги по водище. Догонишь, покатаю.

Так и остался зайчище ни с чем.

Небылица про умного Ваню

Услышал Ваня, что в лесу рыбное болото есть. Там даже крокодилы водятся. А рыбы видимо-невидимо. Собрался Ваня на рыбалку. Надел рубашку с короткими рукавами, чтобы комары не покусали. Обулся в сандалии, чтобы ноги не промочить. Взял ведро без дна - рыбу домой нести. Сосед спрашивает:

- Чем рыбу ловить будешь?

- Руками. Схвачу за хвост и не отпущу.

Много ли рыбы наловит Ваня?

Небылицы, придуманные детьми

Цель: придумывание небылиц самими детьми

После непродолжительного знакомства с "перепутаницами" полезно предложить ребятам придумать небылицы. У некоторых получаются очень интересные, смешные и понятные другим детям короткие тексты, как, например, сочинил семилетний мальчик.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания .

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Уважаемые родители!Психолог Н. И. Жинкин писал: “Речь—это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Консультация «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Наверное всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания Сегодня хочу обратить внимание на еще один важный компонент звуковой культуры речи - речевое дыхание. Речевое дыхание - это дыхание в процессе.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения для развития словаря
Опубликовано: 28 января 2021 в 17:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения для развития словаря» (включая файлы) размещена пользователем Елена Белоусова (УИ 524864) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД