Светлана Кашкаха
Игры и рекомендации для развития активного словаря малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и рекомендации для развития активного словаря малышей
Создание потребности подражать слову взрослого - ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми (возраст от 1года до 2,5 лет). Необходимо отметить, что развитие речевого подражания - естественный период в развитии детской речи как в норме, так и в случае речевых нарушений. Неправильно было бы «перескочить» этот период и начинать логопедическую работу с неговорящими детьми с разучивания правильно произносимых слов. При этом не следует впадать в другую крайность — расширять и закреплять автономную речь детей, когда употребляемые ребенком звукосочетания понятны лишь близким взрослым. Необходимо переходить к обучению произнесению слов и словосочетаний при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов.
Публикация «Игры и рекомендации для развития активного словаря малышей» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Активизация речи детей (вызывание речевого подражания) должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой. Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить. При этом удается избежать возникновения «попугайного» повторения- воспроизведения слов без подлинного осмысления.
Этапы развития речевого подражания :
Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку, в игре.
Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, несущие собственную смысловую «начинку». К таким словам относятся подражания голосам животных - му, ав-ав, мяу и др. ; подражания звукам музыкальных игрушек - бом-бом, ду-ду, динь-динь и др. ; подражания транспортным шумам - би-би, ту- ту и др., а также другие аморфные слова : малыш может заменять ими любые слова, которые еще не может произнести.
Повторение слов. Вначале это простые короткие слова — мама, папа, дай, на, киса, утя и т. д. На этом этапе возможно употребление «облегченных» вариантов слов : не «кошка», а «киса», не «утка», а «утя» и т. п. По мере развития речи ребенок учится произносить двух- или трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно. Понимание речи и активный словарный запас ребенка стремительно увеличивается на протяжении этого периода.
Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком глаголов (слов-действий, так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи : чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!
Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где мама? Там мяч. Вот ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайка. Ваня хороший.
Хотелось бы более подробно остановиться на том, что же такое аморфные слова. Аморфные слова — это грамматически неизменяемые слова-корни. Помимо правильно произносимых слов (обычно это простые, Доступные по артикуляции для ребенка слова -мама, папа, дай, на, дай т. п.) в ходе нормального развития речи и в случаях нарушенного
речевого развития в детской речи присутствуют «аномальные слова» :
При помощи аморфных слов ребенок пытается «заполнить пробелы» : он заменяет ими те слова, которые пока недоступны для воспроизведения в правильной форме.
В каких ситуациях можно вызывать речевое подражание ребенка? Побуждать ребенка к повторению слов и фраз можно как в ситуациях повседневной жизни, так и в ходе специально организованных игр и занятий, во время чтения стихов, загадок, пения песен.
Варианты речевого подражания в перечисленных ниже играх предлагаются в такой последовательности: звуки- аморфные слова- слова- фразы.
Игры для развития общего и речевого подражания
«Самолёты»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение звука У.
Ход игры : Предложите детям поиграть в самолётики.
- Послушай стихотворение про самолё т:
По земле разбежался,
В небо поднялся!
Летит самолёт
Прямо вперёд!
- Давай поиграем в самолётики! Полетели в небе самолёты, загудели: «У-У-У!»
Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У.
«Машины»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение звука Ж; слова-звукоподражания БИ-БИ.
Ход игры : Предложите ребенку поиграть в машинки.
-Послушай стихотворение про машину:
«Би-би-би», -гудит машина:
Не поеду без бензина!
-Давай поиграем в машинки! Поехали машины: «Ж-Ж-Ж!» Сигналит машина: «БИ-БИ! Освободите дорогу!»
Ходим по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной -крутим руль. Сопровождаем движения произнесением звука Ж и слова-звукоподражания БИ-БИ.
«Поиграем на дудочке»
Цель: развитие подражания движениям кистей рук и речи взрослого -повторение слова-звукоподражания ДУ-ДУ-ДУ.
Оборудование: дудочка.
Ход игры : Предложите ребенку «поиграть» на дудочке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую дудочку, поиграйте на ней. Затем изобразите
игру на дудочке с помощью движений кистей рук и озвучьте ее.
-Давай поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? «ДУ-ДУ-ДУ!» Повторяй за мной!
«Дудим» (произносим слово-звукоподражание ДУ-ДУ) и одновременно движениями рук изображаем игру на дудочке.
«Баба сеяла горох»
Цель: физическое развитие; развитие подражания движениям и речи взрослого-повторение аморфного слова ПРЫГ-СКОК; слов БАБА, ШЛА, ГОРОХ, ПОТОЛОК и др. ; фраз БАБА ШЛА, ПИРОЖОК НАШЛА и др.
Ход игры : Предложите малышу поиграть в народную игру «Баба сеяла горох».
-Давайпоиграем в игру «Баба сеяла горох». Слушайте и повторяйте за мной!
Баба сеяла горох:
ПРЫГ-СКОК! ПРЫГ-СКОК!
(подпрыгиваем на двух ногах)
Обвалился потолок:
(останавливаемся, поднимаем руки вверх,
затем резким движением опускаем руки вниз)
ПРЫГ-СКОК! ПРЫГ-СКОК!
(подпрыгиваем на двух ногах)
Баба шла, шла, шла,
(идем)
Пирожок нашла.
(останавливаемся, присаживаемся на корточки
и «поднимаем» воображаемый пирожок)
Села, поела,
(«едим» пирожок)
Дальше пошла.
(идем)
«Куколка»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение звука А; аморфного слова-звукоподражания ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ; слова КУКЛА; фраз КУКЛА СПИТ, КУКЛА ТАНЦУЕТ, КУКОЛКА ПОЁТ ПЕСНЮ и др.
Оборудование: кукла.
Ход игры:
-Куколка устала, она хочет спать. Давайте уложим куклу спать: покачаем и споем ей песенку: «А-А-А! КУКЛА СПИТ». Прижав куклу к груди, покачиваем ее и напеваем тихим голосом длительный звук А. Ребенок повторяет за взрослым, укачивая свою куколку. Следите, чтобы малыш повторял интонацию напева.
-Проснулась кукла. Смотри, как КУКЛА ТАНЦУЕТ! Кукла «танцует и кланяется».
-А теперь КУКЛА ПОЁ Т песенку: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Помоги своей куколке потанцевать и спеть песню. Стимулируйте повторение слов и фраз с помощью вопросов: «Кто это?», «Что делает кукла?», «Как кукла поёт песню?» и т. д.
«Большие ноги идут по дороге»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого -повторение слова-звукоподражания ТОП-ТОП; слов НОГИ, НОЖКИ, ДОРОГА; фраз БОЛЬШИЕ НОГИ, НОГИ ИДУТ и т. д. ; физическое развитие.
Ход игры : Предложите ребенку игру «Ноги и ножки».
-Давай поиграем в игру «Ноги и ножки»- будем ходить и бегать. Слушай стихотворение, повторяй за мной!
Большие ноги идут по дороге: ТОП-ТОП-ТОП!
(говорим низким голосом, высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги)
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ! (говорим тонким голосом, бежим мелкими
шажками)
Побуждайте ребенка выполнять движения вместе с вами, в нужных местах стихотворения вставляя звукоподражание ТОП-ТОП-ТОП В дальнейшем побуждайте ребенка повторять слова и фразы — задавайте вопросы («Что это?» - «ноги», «Какие
ноги?» - «большие ноги» «Что делают ноги?» - «Ноги идут»).
«Неправильная сказка»
Расскажите малышу хорошо знакомую сказку с ошибками. Например, посадил дед не репку, а картошку, колобок встетил в лесу не героев сказки, а лягушку или ежика. Пусть малыш заметит ошибки и скажет вам о допущенных ошибках.
Для малыша речевая активность- огромный труд. Активная речь ребенка, поводы и суть его обращений напрямую зависят от взрослого. Эмоционально богатая, интонационно выразительная речь взрослого заставляет малыша стремится к ее подражанию.
Использованная литература:
1. Громова О. Е. Топ-топ. Бух. Речь, первые глаголы. — М. : Карапуз, 2003.
2. Громова О. Е. Алло! Ляля? Речь, первые глаголы. — М. : Карапуз, 2003.
3. Козак О. Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. — СПб. : Союз, 1998
Янушко Е. А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет. Развитие общего и речевого подражания в играх. - Москва : Теревинф, 20