елена кочеткова
Игры и методические приемы по формированию пространственных представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и методические приемы по формированию пространственных представлений
В науке сложились два подхода к оценке места детства в жизни человека. Согласно первому, особую роль играет предшкольное детство, поскольку с этого момента начинается систематическое познание мира. Соответственно, предшествующий период носит подготовительный характер и не имеет самостоятельного значения.
Публикация «Игры и методические приемы по формированию пространственных представлений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Противоположное мнение заключается в том, что детство - это самоценная субкультура со своими правилами, ценностями, смыслами, которые предопределяют мировоззрение и жизнедеятельность человека.
Именно в детстве у ребёнка формируются разнообразные эталоны: цветов, форм, временных интервалов, а также те эталоны-знаки, которые обусловливают процесс социокультурного развития, способы достижения желаемого, взаимоотношения с окружающим миром. Эти эталонные представления возникают в игре.
Игра - уникальный вид деятельности. Она проникает в жизнь детей и взрослых, связывает поколения, приносит удовольствие и учит достигать поставленную цель. Математическое развитие – это важный компонент формирования личности ребенка.
Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.
В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так, Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры, внешних органов чувств (сенсорные игры, движений (моторные игры).
Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гроса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гросом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.).
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре.
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр, разработанная С. Л. Новоселовой. В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).
Выделяют три класса игр:
1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, - самостоятельные игры :
-игра-экспериментирование;
- сюжетно-отобразительные,
- сюжетно-ролевые,
- режиссёрские,
- театрализованные;
2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с
образовательной и воспитательной целями:
игры обучающие :
- дидактические,
- сюжетно-дидактические,
- подвижные;
досуговые игры :
- игры-забавы,
- игры-развлечения,
- интеллектуальные,
- празднично-карнавальные,
- театрально-постановочные;
3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым) [22. c. 272].
Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей.
Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).
В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы - дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учётом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др., по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные) [22. c. 275].
Таким образом, игры с правилами - важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Формирование пространственных представлений включает следующие процессы.
Формирование умения различать правую и левую стороны тела (3 – 4 года).
1 этап. Детей учат определять, где правая, а где левая рука в ходе различных ситуаций в повседневной жизни, на различных занятиях.
Название руки связывается с характерной функцией, выполняемой этой рукой. Вначале педагог говорит, как называется каждая рука и что человек делает правой, а что левой рукой. Затем задаются вопросы детям : «Что ты делаешь правой рукой?», «В какой руке ты держишь ложку?» или «Как называется эта рука?».
2 этап. После того, как дети запомнили, где у них какая рука, их учат различать и называть симметричные части тела. Даются задания типа: «Дотронься правой рукой до правого уха». Если ребенок затрудняется, то поясняется, что правое ухо - с той стороны, где правая рука.
Закрепление знаний о сторонах тела происходит на различных занятиях (физкультурных, музыкальных и др.). Детям предлагается, например, поднять вверх правую руку, согнуть в колене левую ногу. В процессе выполнения упражнений такого типа все дети должны быть одинаково ориентированы в пространстве (в том числе и воспитатель во время показа этого упражнения).
Формирование умения ориентироваться относительно себя (3 – 5 лет).
1 этап. Предметы для упражнений расставляются на близком расстоянии от ребенка (не более вытянутой руки) в одном или двух противоположных направлениях, только по одному предмету с одной стороны, строго по линиям направлений. Вопросы : Что находится слева от тебя? Где находится мяч относительно тебя?
Дети должны ориентироваться по частям своего тела: справа – это с той стороны, где правая рука, впереди – где лицо, сзади – где спина, вверху – где голова, внизу – где ноги.
Легче дети осваивают направления вверху - внизу, спереди - сзади, а сложнее – слева - справа. Все направления даются детям как попарно -противоположные.
Игры : «Что где стоит?», «Что изменилось?», «Что пропало?».
Все эти игры проводятся индивидуально с одним ребенком, предметы расставляются вокруг одного ребенка и вопросы задаются только этому ребенку.
2 этап. Проводятся игры и упражнения, аналогичные, как на 1-м этапе, однако предметы на 2-м этапе должны быть расположены во всех направлениях, на большем расстоянии от ребенка и слегка смещены с основных осей.
3 этап. В 5 лет детям предлагаются игры и упражнения, аналогичные как на 1-м этапе, но количество предметов и площадь их расположения увеличивается. Причем в каждом направлении расставляется по 2 предмета. Детьми осваивается терминология: впереди-дальше, впереди-ближе, справа-дальше, справа-ближе, и т. п.
4 этап. В старшем дошкольном возрасте также проводятся игры и упражнения, как на первом этапе, но с усложнениями: подключается подсчет шагов в указанном направлении, дети учатся определять направление при ходьбе, беге, поворотах. Детям предлагается любое количество предметов, расположенных абсолютно произвольно в пространстве. Все пространство дети уже делят на две части (спереди - сзади или справа - слева) и определяют пространственное направление как «впереди справа» или «справа впереди».
Формирование умения двигаться в заданном направлении (4 – 6 лет).
Основным методом решения это программной задачи является игра «Куда пойдешь, что найдешь?». Воспитатель предварительно прячет предметы в одинаковые коробки (или под салфетки). Инструкция: «Слева от тебя спрятана кукла, а справа мишка. Что ты хочешь найти? Куда пойдешь?» Если ребенок правильно выбрал направление, то он найдет желаемую игрушку и сможет с ней поиграть.
1 этап. Прячется по 1 предмету в одном или двух противоположных направлениях на небольшом расстоянии от ребенка.
2 этап (5 - 6 лет). Прячется 1 или 2 предмета в каждом направлении на достаточно большом расстоянии от ребенка. Ему дается словесная инструкция: пройди вперед до сигнала «стоп», затем – направо до сигнала «стоп». Или: пройди 2 шага вперед, затем налево 3 шага. Сначала инструкция дается пошагово. А затем вся инструкция - в начале игры целиком. Как одно из правил игры, может быть добавлен отчет ребенка о пройденном маршруте. Ребенок сам должен проговорить, в каком направлении он двигался. Важно, чтобы в отчете (и инструкции воспитателя) не использовались предметные ориентиры (например, до окна, надо использовать только пространственные термины. Воспитателю необходимо следить, чтобы ребенок не поворачивался в ходе выполнения инструкции.
Как один из вариантов этой игры может быть проведена игра «Горячо-холодно». Ведущий уходит за дверь, дети прячут игрушку, затем все по очереди дают ведущему инструкцию: сколько шагов и в каком направлении сделать. Количество этапов в инструкции должно быть небольшим (3-5 этапов). Как усложненный вариант, можно двигаться на скорость, соревноваться. Еще один вариант – ориентироваться с закрытыми глазами на слух.
Формирование умения занимать положение в пространстве по заданному условию (5 - 6 лет).
Сложность решения этой программной задачи заключается в том, что ребенок должен уметь мысленно сделать шаг вперед. Например, дается задание: встань так, чтобы окно стало слева от тебя. Он должен так повернуться в пространстве, чтобы после его поворота окно оказалось слева относительно его (при выполнении задания ребенок ориентируется относительно себя).
Предварительно воспитатель расставляет предметы в соответствии со своими заданиями или придумывает задания в соответствии с расположением предметов. Игры и упражнения детям даются в порядке усложнения, начиная от одного (двух) предметов, расположенных близко к ребенку, точно по осям. Затем количество предметов увеличивается и произвольно располагается в пространстве (встань так, чтобы машинка была слева дальше, кукла слева ближе, стул – впереди, а стол – справа относительно тебя). Чтобы детям было интереснее выполнять задания, используя игровые ситуации и личные переживания детей (например, помоги расколдовать).
Игры : «Встань так, как я скажу», «Повернись так, как я скажу».
Формирование умения ориентироваться относительно других объектов (4 - 6 лет).
Подготовительный этап (4-5 лет). Предлагается упражнение, в котором ребенку показывается, что словесное определение пространственного направления зависит от того, как сам ребенок ориентирован в пространстве. Напротив ребенка ставится предмет (например, кукла) и выясняется: где относительно тебя сидит кукла? (впереди). Дается задание: «Повернись налево», затем задается тот же вопрос. (Теперь о кукле можно сказать, что она сидит справа). И так продолжается далее, ребенок видит, что кукла не движется, но о её расположении в пространстве каждый раз говорится по-другому, в зависимости от того, в какую сторону смотрит ребенок.
2 этап (4-5 лет). Учат детей определять расположение предметов с помощью слов : между, навстречу, за, над, под и др. ( кроме: справа, слева). Для этого используется настольный театр и задача решается в рамках занятий по развитию речи. Сначала воспитатель сам описывает расположение предметов, а затем предлагает это сделать детям.
3 этап (5 – 6 лет). Учат детей ориентироваться относительно предметов одушевленного типа, имеющих четко выраженную правую и левую сторону. Вводятся термины: справа, слева, впереди, сзади относительно других предметов. Детям задается вопрос : «Что находится справа от куклы?» В случае неправильного ответа (если ребенок ориентировался относительно себя, предлагается ребенку стать рядом с предметом так, чтобы быть одинаково ориентированным с ним в пространстве, и ответить еще раз на тот же вопрос. Затем ставят ребенка в исходное положение и просят еще раз ответить на тот же вопрос. Если ребенок все равно отвечает неправильно, то необходимо вернуться к подготовительному упражнению.
Виды вопросов и заданий :
- Что находится справа (спереди, сзади, слева) от предмета?
- Где (с какой стороны) находится данный предмет относительно куклы?
- Возьми тот предмет, который находится слева от названного ребенка.
- Скажи, где находится данный предмет и принеси его.
Игры : «Поручение», «Что где стоит?», «Что изменилось?», «Что пропало?», «Путешествие», «Магазин». Предметы для этих игр расставляются вокруг какого-либо объекта (или другого ребенка). В эти игры может играть вся группа детей одновременно.
4 этап (5-6 лет). Детей учат ориентироваться относительно предметов, не имеющих четко выраженную правую и левую сторону (предметы неодушевленного типа, например, дом).
При ориентировке в пространстве дети должны учитывать одно из условий:
- предмет, относительно которого ты ориентируешься, ориентирован (расположен) в пространстве как и сам ребенок,
- какая-либо сторона предмета обозначается условным знаком (например, правая сторона домика та, где окно). В этом случае предмет становится одушевленного типа и ребенок должен от него ориентироваться соответствующим образом [6. c. 68].
Проводятся такие же игры и упражнения, что и на третьем этапе.
Формирование умения ориентироваться в двухмерном пространстве (3 – 6 лет).
В трехмерном пространстве существуют 6 направлений: вверху, внизу, слева, справа, спереди, сзади. А в двухмерном – только 4 направления ( отсутствуют направления: спереди, сзади).
1 этап (3 – 4 года). Сначала учат детей: где левая (правая) часть листа бумаги. Предлагается положить руки на лист бумаги: где левая рука – это левая часть листочка, а где правая рука – правая часть.
Виды упражнений: положить 1 пуговицу слева, много – справа, разложить предметы слева направо.
Затем показывают, что значит вверху, внизу листа, потом поясняют: вверху – это дальше от тебя, внизу – ближе к тебе.
Задание: вверху разложить грибочки, внизу – елочки.
2 этап (4 – 5 лет). Виды упражнений:
- раскладывание определенного количества предметов справа (слева, вверху, внизу,
- создание узора на плоскости. Варианты:
а) воспитатель диктует, какие предметы положить в каком месте;
б) детям дается готовая карточка, и дети описывают ее;
в) дети придумывают узор и описывают его.
Называя расположение предмета на плоскости, надо обязательно говорить: относительно чего мы его располагаем ( например: вверху от треугольника; внизу всей плоскости).
Вопросы : Что находится вверху (внизу, слева, справа) на листе? Где находится треугольник?
Игры : - «Найди свой домик» (дети ищут «домики», соответствующие своему узору,
- «Парные картинки» (нарисованы одни и те же предметы, но по-разному расположенные в пространстве; надо найти одинаковые картинки).
Можно создавать узоры на аппликации и рисовании (открытка, домик, фартучек).
3 этап (5 – 6 лет). Детям предлагаются упражнения и игры с усложнениями. В узорах используется большее количество предметов, располагаются они в уголках. Детям поясняются такие сложные пространственные направления, как «левый верхний угол» (правый нижний угол) : если предмет находится и вверху и справа, то говорим, что он находится в верхнем правом уголочке. Можно использовать цвет: верх карточки заштриховать полоской одного цвета, правую часть карточки полоской другого цвета, на пересечении получим правый верхний угол.
Упражнение: «Создание узора на бумаге в клеточку». Сначала проводятся подготовительные упражнения:
- поставить точку в указанном месте на бумаге (например, отступив 3 клеточки сверху и 2 - слева,
- провести линию определенной длины в указанном направлении (например, 3 клеточки слева направо).
Затем воспитатель диктует детям заранее продуманный узор, желательно, чтобы он был симметричным.
4 этап (5 – 6 лет). Учат детей переходить из трёхмерного пространства в двухмерное и наоборот (трансформировать, т. е. детей учат составлять схемы, план, а затем находить предметы в трёхмерном пространстве, ориентируясь на схему.
Подготовительные упражнения: знакомят детей с условными знаками. Затем детям предлагаются готовые условные знаки, которые они должны разложить на листе бумаги в соответствии с расположением предметов в 3-мерном пространстве.
Основные упражнения:
- нарисовать на схеме с помощью условных знаков предметы, расположенные в комнате или на участке,
- по готовой схеме расставить предметы.
Игры : «Обставь кукле комнату», «Дизайнер», «Найди секрет», «Разведчики», «Найди, что спрятано». (Звездочкой обозначено место, где спрятан секрет, стрелками – маршрут, по которому надо идти. Могут играть 2 команды: кто быстрее найдет) .
Знакомство с некоторыми правилами дорожного движения.
Рассмотрим те правила, которые связаны с ориентировкой в пространстве.
1. Пешеход должен двигаться по тротуару, придерживаясь правой стороны (уточняем, где правая часть тротуара).
2. Переходя улицу, надо вначале посмотреть налево, затем дойти до середины дороги и посмотреть направо (уточняем, в какую сторону надо посмотреть сначала, потом).
3. Обходить автобус и троллейбус надо сзади, а трамвай - спереди.
Учим детей объяснять прохожему, как пройти в нужное место, найти какое-то учреждение. Приучаем детей использовать в речи пространственные термины.
Кроме ситуаций во время прогулок и экскурсий необходимо проводить дидактические игры : настольно-печатные и игры на специальных площадках.
В игре «Правильно пойдёшь – в новый дом придешь, ошибешься – в старом останешься» ребенок должен рассказывать, как он идет, проговаривая все правила уличного движения.
В данной части дипломного проекта рассмотрены понятие пространства, дана характеристика детей младшего дошкольного возраста, особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Рассмотрено понятие игры, дана классификация игр, представлены различные игры по развитию пространственного представления у дошкольников.
Итак, в философском смысле пространство обозначает объективную реальность, независимую от нашего сознания и отражаемую им. Главной функцией пространственного мышления являются воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов: их формы, величины, взаимного положения частей.
Под пространственными соотношениями понимаются соотношения между объектами пространства или их пространственными признаками. Они выражаются понятиями о направлениях (вперед - назад, вверх - вниз, налево - направо, расстояниях (близко - далеко, отношениях (ближе - дальше, местоположении (в середине, протяженности объектов пространства (высокий - низкий, длинный - короткий).
Следует отметить, что пространственные представления у детей дошкольного возраста развиваются в направлении целостного познания предметов и явлений окружающего мира, то - есть на основе принципа интеграции различных видов детской деятельности в образовательной деятельности детей.
Сформированность пространственных и временных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей.
От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.