Егошина Анастасия
Игры для развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
В семье заложены уникальные возможности для развития связной речи ребенка. Родители и другие члены семьи — самые желанные собеседники. Это люди, чья речь и речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии малыша. Поэтому следует ввести в семье традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время таких бесед необходимо демонстрировать культуру ведения диалога (внимательно слушать собеседника; не перебивать; задавать вопросы; отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т. п.
Публикация «Игры для развития речи детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
«КТО КАК ГОВОРИТ»
Игра учит образовывать глаголы от звукоподражания.
• Кря-кря крякает
• Му-му мычит
• Пи-пи пищит
• Ко-ко кудахчет и т. д.
«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Игра учит образовывать новые слова с помощью суффиксов.
Детям 4-5 лет лучше предлагать слова, обозначающие животных, посуду и одежду.
• Кошка – кошЕЧКа
• Чашка – чашЕЧКа
• Шапка – шапОЧКа и т. д.
«ЭХО»
Игра учит правильному звукоподражанию и образованию новых слов.
Я – корова, а ты мой… (теленок). Как он мычит? (му-му-му)
«ОБРАЗУЙ НОВОЕ СЛОВО, ИЗМЕНЯЯ ЕГО НАЧАЛО»
Игра учит образовывать новые слова с помощью приставок.
ходить – ВЫходить, ЗАходить, Уходить, ПЕРЕходить, ПРИходить и т. д.
При закреплении умения образовывать глаголы с помощью приставок желательно использовать наблюдения за действиями игрушечных персонажей, других людей (шел — зашел — вышел — перешел — ушел; лез — залез — вылез — перелез — подлез; прыгает — подпрыгивает — перепрыгивает — запрыгивает и т. п.).
«ОБРАЗУЙ НОВОЕ СЛОВО»
а) Игра учит образовывать глаголы от существительных:
• Учитель – УЧИТ, УЧИТЬ
• Мыло – МЫЛИТЬ и т. д.
б) Игра учит образовывать при помощи суффиксов разные части речи :
• Дом – домАШНий
• Гриб – грибНой и т. д.
«ПОВТОРИ ЗА МНОЙ»
Игра на развитие фонематического слуха.
Взрослый отхлопывает какой-нибудь ритм и предлагает ребенку повторить то, что он отхлопал.
КАКОЙ ФОРМЫ?
1 вариант: Предложите ребенку назвать предметы круглой (овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной) формы.
Например: круглое яблоко (помидор, мяч, солнце и т. д.)
2 вариант: Взрослый называет предмет, а ребенок говорит, какой формы этот предмет. Например: яблоко – круглое, огурец – овальный и т. д.
КАКОГО ЦВЕТА?
1 вариант: Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, оранжевого, синего, голубого, фиолетового) цвета. Например: красный – помидор, пожарная машина, сигнал светофора и т. д.
2 вариант: Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы красного цвета, которые он видит. Это могут быть машины, дома, одежда людей и др.
«ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
УЗКОЕ – ШИРОКОЕ
Предложите ребенку посмотреть вокруг, рассмотрите, где едут машины, где ходят люди. Сравните проезжую часть и тротуар по ширине. (Дороги бывают узкие и широкие). Таким же образом можно рассмотреть длинные и короткие дорожки.
ВЫСОКО – НИЗКО
1 вариант: Взрослый предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы, которые находятся высоко (низко). Например: солнышко – высоко, а земля низко.
2 вариант: Можно предложить назвать высокие и низкие предметы. Например: дерево высокое, а куст низкий.
СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ
1 вариант: Взрослый называет предмет, а ребенок определяет можно его съесть или нет.
Например: огурец – съедобный, ботинок – несъедобный.
2 вариант: Взрослый называет сразу три предмета, а ребенок выбирает, что съедобное (несъедобное)
Например: ботинок, огурец, солнце.
3 вариант: Предложить ребенку назвать самому съедобные и несъедобные предметы.
НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Взрослые называет несколько слов и предлагает ребенку назвать их одним словом.
Например: помидор, тыква, кабачок (овощи).
ПОСЛУШАЙ ЗВУКИ
Игра на развитие фонематического слуха.
Взрослый предлагает ребенку послушать, а потом назвать какие звуки он услышал на улице (сигнал машины, хруст снега, шуршание листьев, разговор людей, крики и т. д.).
КОМУ ЧТО НУЖНО.
Взрослый называет профессию или животное, а ребёнок должен подобрать слова, что может ему понадобиться.
Повар – кастрюля, половник,
Белка – орехи, грибы.
Можно предложить такой вариант задания. Ребенок должен сказать предназначение предмета, который вы загадаете: для чего он нужен человеку или животному. Например, кастрюля, чтобы готовить: градусник – менять температуру и т. д.
КАК МОЖНО УЗНАТЬ…
Чтобы развивать речь, память и мышление ребенка, предложите ему такой опрос:
Как можно узнать сварилась ли каша? (попробовать)
…. работает ли телевизор? (включить)
…. что больше шнурок или пояс? (помереть линейкой).
ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ
Эта игра известна многим. Взрослый предлагаете четыре слова, а ребёнок выбирает «лишнее», не подходящее по признакам в заданный ряд. Для детей помладше можно использовать картинки, подключая зрительную память, поскольку не всякий ребёнок сможет на слух определить неподходящее слово. Начинать лучше с упрощенных заданий.
Вариант 1. Взрослый называет ребёнку слова, относящиеся к определённой тематике. Например, на кухне находятся – стол, кастрюля, кровать, печь. Малыш сразу может определить, что именно находится на кухне и даёт правильный ответ. Признаки, по которым вы будете объединять слова должны быть разнообразны. Это могут быть животные по среде обитания, просто прилагательные, например, холодный, горячий, тяжёлый и прохладный.
Вариант 2. Назовите не четыре слова, а три, но уже без определённого признака. Пусть ребёнок попробует догадаться.
СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ
(синонимы) и наоборот (антонимы). Объясните ребёнку, что существуют слова, обозначающие одно и то же.
Грустный - печальный,
Злиться-сердиться,
Противник-враг.
Вы будете называть слово, а ребенок – синоним.
А есть слова противоположные по значению. Так, например,
Больной - здоровый,
Друг-враг,
Печаль-радость.
Теперь задача сводится к подбору антонимов для загаданных вами слов. Поменяйтесь ролями.
ПРОДОЛЖАЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Сюжет может носить как вымышленный, так и реальный характер. Взрослый начинает, а ребёнок продолжает предложение.
Рыцарь вскочил на коня и …
Сегодня по дороге в детский сад мы …
ПРОДОЛЖАЕМ РАССКАЗ
Игра схожа с предыдущей. Однако теперь можно составить совместный рассказ. Каждый из игроков произносит целое предложение.
«Я ЗАМЕТИЛ»
(по дороге из детского сада, в детский сад)
«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«ДАВАЙ ИСКАТЬ НА КУХНЕ СЛОВА»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? И пр.
«УГОЩАЮ»
«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«ПРИГОТОВИМ СОК»
«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»
«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:
а) Ворона каркает, а воробей… (чирикает).
Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает).
У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п;
б) Медведь осенью засыпает, а весной…
Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…
Мокрое бельё развешивают, а сухое…
Вечером солнце заходит, а утром…
«ОТГАДАЙ, КТО ЭТО»
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:
Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
Бодается, мычит, пасётся?
Крадётся, царапается, мурлыкает?
Шипит, извивается, ползает?
Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
«ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ ПО ЕГО ЧАСТЯМ»
Четыре ножки, спинка, сиденье.
Корень ствол, ветки, листья.
Носик, крышка, ручка, донышко.
Корень, стебель, листья, лепестки.
«УПРЯМЫЕ СЛОВА»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.
«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.
Конура залезла в собаку.
Лужа перепрыгнула через меня.
Стул залез под котёнка.
На лягушку прыгнула трава.
Кустик спрятался за ёжика.
«ПЕРЕПУТАННИЦА»
«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.
Слова: ба-со-ка (собака,
ло-во-сы (волосы,
ле-ко-со (колесо,
по-са-ги (сапоги).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2009.
2. Володина В. С. Говорим правильно. Альбом по развитию речи. М. : «РОСМЕН-ПРЕСС», 2007.
3. Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь №1 для занятий с дошкольниками. М. : ТЦ Сфера, 2008.
4. Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь №2 для занятий с дошкольниками. М. : ТЦ Сфера, 2008.
5. Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь №3 для занятий с дошкольниками. М. : ТЦ Сфера, 2008.
6. Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь №4 для занятий с дошкольниками. М. : ТЦ Сфера, 2008.
7. Косинова Е. М. Лексическая тетрадь № 1 для занятий с дошкольниками: Человек и его мир. М. : ТЦ Сфера, 2009.
8. Косинова Е. М. Лексическая тетрадь № 2 для занятий с дошкольниками: Транспорт, профессии, мир растений. М. : ТЦ Сфера, 2009.
9. Косинова Е. М. Лексическая тетрадь № 3 для занятий с дошкольниками: Звери, птицы, насекомые, рыбы, времена года. М. : ТЦ Сфера, 2009.
10. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 2-х – 4-х лет. – СПб. : КОРОНА принт, 2004.
11. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет. – СПб. : КОРОНА принт, 2004.