Валентина Попова
Игры для развития речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития речевого дыхания
Свисток
Сильно подуть в пузырек, горлышко которого касается нижней губы. Получается свист. (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)
Воздушный шарик
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.
Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Темочки
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол. (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)
Расти, пена!
Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.
Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее. (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)
«Прокати карандаш».
Предлагает детям присесть на корточки около стола (рот на уровне стола, положить перед собой круглый карандаш и подуть на него так, чтобы он покатился: Упражнение повторить 3-4 раза. Усложнением задания является то, что вместо круглого карандаша используется граненый. (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)
«Дырка».
Сидя в ванне, делают резко, быстро выдох у самой поверхности воды так, чтобы образовалась на поверхности «дырка» (большая ямка, глубокая). (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)
Карандаши-спортсмены
Положите на столе два карандаша разного цвета. Обозначьте линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигайте их по направлению к финишной линии.
Конечно, сила выдоха взрослых несоизмеримо больше, чем у маленького ребёнка, поэтому в этом соревновании будет лучше, если взрослый немного «подыграет» маленькому игроку, выдыхая с меньшей силой. Побеждает тот карандаш, который быстрее доберётся до линии финиша. (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)
«Снег».
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)
«Кораблики».
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами. (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)
«Футбол».
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее». (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)
«Бульбульки».
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д. (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)
«Волшебные пузырьки».
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)
«Свеча».
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее. (Вдох носом, выдох ртом. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем)
Парашютик.
На кончик носа кладем кусочек ватного диска или бумажной салфетки. Рот открыт, языком тянемся к носу, дуем на кончик носа, тем самым сдувая «Парашютик». Вдох носом, выдох ртом.
Роза и одуванчик.
Ребенок стоит прямо. Глубокий вдох носом – «нюхает розу», выдох – максимально выпуская воздух, «дует на одуванчик».