Надежда Архипова
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: учитель-логопед – Архипова Надежда Викторовна
Тема: Игры для развития мелкой моторики рук
с использованием нестандартного оборудования.
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский
Представление, что при любом двигательном тренинге…
упражняется не рука, а мозг, вначале казалось
парадоксальным и лишь с трудом проникло
в сознание педагогов.
Н. А. Бернштейн
Публикация «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» размещена в разделах
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует сделать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?
Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний – психологи, лингвисты, физиологи, логопеды, дефектологи. Ими предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи. Сегодня известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка (младший дошкольный возраст) : к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи ребёнка не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
М. Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Именно близость моторной и речевой зон навели учёных на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Можно воспользоваться разнообразием игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов :
- массажных мячиков;
- платочков;
- ковриков;
- крупных бигуди;
- прищепок;
- счётных палочек;
- эспандеров;
- длинных бигуди;
- решеток;
- зубных щеток;
- бус;
- резинок для волос;
- щеток;
- шестигранных карандашей.
Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающегося эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Во время игр с различными предметами также задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Цель игр – развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
2. Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
Коррекционно-развивающие задачи :
1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
2. Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
3. Развитие тактильной чувствительности рук.
4. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
5. Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.
6. Упражнение в умении выражать своё эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
7. Совершенствование двигательной памяти.
8. Развитие речемыслительной деятельности.
9. Развитие мимической мускулатуры.
10. Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
2. Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
3. Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
4. Формирование дружеских взаимоотношений.
5. Развитие чувства уверенности в себе.
6. Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься.
7. Формирование умения радоваться, достигая цели.
8. Формирование коммуникативных навыков.
9. Воспитание внимания к обращенной речи.
10. Формирование положительной мотивации на занятии.
Прежде чем показывать ребёнку пальчиковую игру с нетрадиционными предметами, сначала проиграйте её сюжет сами. Перед игрой следует обсудить её содержание, отработать ключевые движения и комбинации пальцев с предметами. Это не только подготовит ребёнка к правильному выполнению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоциональный настрой. Известно, что увлечь детей легче тем, чем увлечён сам, поэтому при выполнении упражнения вместе с ребёнком важно демонстрировать ему собственную увлечённость игрой.
Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребёнок будет пассивным слушателем и вам придётся манипулировать его руками. В дальнейшем, в результате тренировки движения пальцев совершенствуются, и ребёнок станет выполнять упражнения активнее.
Не ставьте перед ребёнком несколько задач одновременно (например, показывать движения с предметом и произносить стихотворение, так как объём внимания у него ограничен и сложная задача может сразу отбить интерес к игре. Старайтесь не замечать, если ребёнок поначалу делает что-то неправильно, хвалите за успехи, не занижайте его самооценку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все получится. Не сравнивайте детей друг с другом, а принимайте их такими, какие они есть.
Работу проводите регулярно, систематически, соблюдая временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребёнка. Длительность игр с двулетними малышами – 5-10 минут, занятия с детьми 3-4 лет не должны превышать 15 минут, с ребятами 5-6 лет – 25 минут.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Игры с массажными мячиками
Разминка
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони.
«Здравствуй, мой любимый мячик!» -
Скажет утром каждый пальчик.
Раз, два, три, четыре, пять. Касаются мячиком каждого пальца правой
и левой руки.
Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает. Крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони.
Только брату отдаё т:
Брат у брата мяч берёт.
О. Крупенчук Поочередно передают мячик из одной руки
в другую руку.
Колючий ёжик
Гладь мои ручки, Дети катают мячик в руках,
Ёжик, ёжик. делая движения вперёд-назад,
Ты колючий, ну и что же вправо-влево между пальцами.
Катают мячик по правой и ле-
Я хочу тебя погладить, вой ладоням круговыми движе-
ниями.
Я хочу с тобой поладить. Берут мячик в левую руку и
О. Крупенчук «прыгают» им по ладони дру-
гой руки, затем меняют руки.
Дружба
Я в друзьях души не чаю! Дети крепко сжимают мячик
Я друзей своих встречаю! поочерёдно в одной и в другой
Каждый руку мне пожмёт! ладони.
Каждый мне привет пошлёт! Машут рукой.
О. Крупенчук
Игры с платочками
Тесто
Месим, месим тесто! 1 вариант игры.
Есть в печи место! Дети берут платочек за два
Будут, будут из печи уголка и пальцами обеих рук
Булочки и калачи! собирают платочек в обе ладони.
Народная потешка 2 вариант игры.
Берут платочек за уголок и
собирают целиком платочек в
ладонь, используя пальцы только одной руки (правой или левой).
Другая рука не помогает!
Прятки
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Пальчики играли в прятки, Сжимают и разжимают
Ловко прятались в кроватке. пальцы обеих рук.
Вот так, вот так, Пальцы обеих рук собирают
Ловко спрятались в кроватке. платочек в обе ладошки.
А. Савушкина
Игры с крупными бигуди
Самокат
Самокат, самокат, Дети катают бигуди между
Самокату очень рад! ладонями вперёд-назад, руки
Сам качу, сам качу держат перед собой.
Самокат куда хочу!
И. Токмакова
Ролик
Трудно ролик мне вести Дети катают бигуди между
Прямо по дорожке, ладонями вперёд-назад, руки
Так и хочется ему держат перед собой.
Спрятаться в ладошке. Убирают бигуди в обе ладони.
С. Ерошкина
Игры со счётными палочками
Цапля ходит по болоту
Цапля ходит по болоту Дети ставят счётную палочку на
большой палец правой руки и
держат указательным пальцем
правой руки.
Будто ищет там кого-то. Дети ставят счётную палочку на
большой палец правой руки и
держат средним пальцем
правой руки.
Ой, боюсь, что эта цапля Дети ставят счётную палочку на
большой палец правой руки и
держат безымянный пальцем
правой руки.
Лягушонка хочет… Дети ставят счётную палочку на
большой палец правой руки и
держат мизинцем пальцем
правой руки.
Сцапать! Убирают счётную палочку за
О. Крупенчук спину.
Затем дети выполняют те же движения левой рукой.
Клювы
Ребёнок собирает разложенные на столе счётные палочки одноимёнными пальцами – от указательных к мизинцам – и удерживает их до тех пор, пока не соберёт все четыре «клюва». На каждую строчку осуществляется по одному взятию палочки.
Клювов длиннее
Не видывал я,
Чем клювы у цапли
И журавля!
О. Крупенчук
Игры с эспандерами
Силач
Дети берут эспандер в виде резинового кольца в руки.
Я сожму своё кольцо, Дети сжимают и разжимают
Буду сильным молодцом, в руках эспандер на каждый
Буду младших защищать, ударный слог. После каждой
Буду слабым помогать! строчки – смена рук.
Пополам его согну
И восьмёркой заверну!
О. Крупенчук
Сжать кольцо поможет нам Дети сжимают и разжимают
Сила с волей пополам. в руках эспандер на каждый
Станут пальчики сильнее, ударный слог. После каждой
А головушка – умнее! строчки – смена рук.
О. Крупенчук
Игры с бусами
Бусы
Дома я одна скучала, Дети перебирают бусы в руках,
Бусы мамины достала, считают бусины в прямом и в
Бусы я перебираю, обратном порядке.
Свои пальцы развиваю.
О. Крупенчук
Игры с резинками для волос
1-й вариант
Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.
2-й вариант
Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).
Самомассаж ладоней щёткой для волос
или пластмассовым ковриком «Травка»
На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.
Гладит мама-ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
Самомассаж зубной щёткой
Дети берут в руки зубную щётку.
Плывёт зубная щётка, Растирают щеткой подушечки
Как по морю лодка, пальцев правой руки, затем левой
Как по речке пароход, руки, начиная с большого пальца
По пальчикам она идёт! И заканчивая мизинцем.
А. Дорогавцева
Самомассаж с прищепками
Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).
Кусается больно котёнок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
– Но я не играю с тобою, малыш!
– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
О. Крупенчук
Гусёнок
Вот проснулся,
Встал гусёнок,
Пальцы щиплет он спросонок:
– Дай, хозяйка, корма мне
Раньше, чем моей родне.
О. Крупенчук
Самомассаж подушечек пальцев
Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, «катая» его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук.
Шёл медведь к своей берлоге (мизинец)
Да споткнулся на пороге. (безымянный)
«Видно, очень мало сил (средний)
Я на зиму накопил», – (указательный)
Так подумал и пошёл (большой)
Он на поиск диких пчёл. (большой)
Все медведи – сладкоежки, (указательный)
Любят есть медок без спешки, (средний)
А наевшись, без тревоги (безымянный)
До весны сопят в берлоге. (мизинец)
Приложение
«Разноцветные лабиринты»
Педагог предлагает ребенку сделать разноцветную дорожку с помощью мозаики. Ребёнок самостоятельно берёт одну часть мозаики и соединяет с другой частью.
«Стеклянные конфетки»
Ребёнок самостоятельно кладет по одному камешку в каждое из углублений конфетной коробки (пластиковой коррексы).
«Волшебные палочки»
Ребёнок берёт коктейльную палочку и нанизывает на нее по одной толстой резиночке.
«Ловкие ручки»
Ребёнок самостоятельно наматывает на катушку, а затем разматывает нитки.
«Открути и закрути»
Ребёнок самостоятельно откручивает и закручивает разноцветные пробки.
«Шарики-релакс»
Дети берут шарики-релакс и трогают пальчиками, угадывают, что за крупа помещена в воздушный шарик. Расслабляют, успокаивают, развивают интерес к игре и смекалку.
«Песочная терапия»
Литература
1. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.
2. Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
3. Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2010.
4. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками : творим и говорим. – М. : ТЦ Сфер.
5. https://www.maam.ru/detskijsad/-didakticheskie-igry-dlja-razvitija-melkoi-motoriki-ruk-s-ispolzovaniem-nestandartnogo-oborudovanija.html
6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/03/04/igry-dlya-razvitiya-melkoy-motoriki-ruk-s-1
7. https://infourok.ru/igri-dlya-razvitiya-melkoy-motorike-ruk-s-ispolzovaniem-nestandartnogo-oborudovaniya-2147081.html