Нина Волох
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
▼ Скачать + Заказать документы
О пользе развития мелкой моторики сказано и написано немало. Ведь на кончиках пальцев находится неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с развитием речи. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта взаимосвязь – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речи развиваются параллельно. Совершенствование мелкой моторики ребёнка – это совершенствование его речи.
Публикация «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» размещена в разделах
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов :массажных мячиков, шишек, грецких орехов;платочков;ковриков «Травка», зубных щёток, крупных бигуди - для массажа и самомассажа ладоней;прищепок бельевых, колпачков – для развития координации движений пальцев рук;бус;шестигранных карандашей, верёвок капроновых плетёных (диаметром 3-6 мм, шнурков – для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами, рисования предметов и др.
Почти все игры с использованием нестандартного оборудования, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
Во время игр с различными предметами так же задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Игры с нестандартным оборудованием, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешнее овладеть навыками письма.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
Основной целью таких игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому при выполнении упражнения вместе с ребёнком важно демонстрировать ему собственную увлечённость игрой. Играя с ребенком, следует выражать радость, печаль испуг, ведь то или иное событие ребенок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено. Старайтесь почаще хвалить ребенка.
Учитывайте индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего момента.
Играя с детьми в игры, обращайте внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.
Не забывайте о том, что ребенок воспринимает ваши действия зеркально: произнося команду «влево», вы должны делать «вправо» и наоборот.
Варианты игр
Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками (су-джок, шишки).
Получить полный текст Подготовиться к ЕГЭ Найти работу Пройти курс Упражнения и тренировки для детей
Гладь мои ладошки еж,
Ты колючий, ну и что ж,
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Массаж грецкими орехами (каштанами).
Я катаю свой орех,
Чтобы был круглее всех
Массаж «четками» (бусами). Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.
Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
Игры с бусами (макаронами, крупой) для развития межполушарных связей.
Массаж бигудями-липучками
Я колючек не боюсь, даже, если уколюсь!
Игры с прищепками
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.
Наша Таня громко плачет…
Игры с пробками
Берем 2 пластмассовые пробки от бутылок и надеваем их как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идем» пальцами, а ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая».
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперед шагнули.
И пошли по переулку (смена рук)
На веселую прогулку.
Все узлы переберу
Ритмичный перехват развивает чувство ритма и координацию движений. Завязываем на верёвке 8 ощутимых узлов и натягиваем её горизонтально. Ребё нок проговаривает строки:
Я хватаюсь за верёвку
Правой ловко, левой ловко.
За узлы её беру
И играю поутру, —
хватаясь за узел на каждый ударный слог, после второй строки перехват начинаем сначала.
«Комканье платка»
Берем носовой платок, лоскут ткани и показываем ребенку, как целиком его вобрать в ладонь, используя пальцы только одной руки.
У меня живот проглот, весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота брюхо, как у бегемота!
Литература
1. Зажигина для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
2. Жилина с прищепками: творим и говорим. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
3. Воробьё ва произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2010.