Наталья Зотова
Игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ
Цель: подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Детям называют или показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.
КТО БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ
Цель: подбирать глаголы, обозначающие действия.
Публикация «Игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Детям задают вопросы, требующие использования при ответе глаголов. Например: что можно делать с цветами? — рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать; что делает дворник? — подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком; что можно делать с мячом? — играть, бросать, ловить. За каждый правильный ответ выдается цветная ленточка. В конце игры подводят итог : побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.
ГДЕ ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ
Цел: использовать в речи глаголы.
Детям задают вопросы. Они отвечают, подбирая глагольный семантический ряд. Например: что можно делать в лесу? — гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать; что можно делать на реке? — купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу; что делают в больнице? —лечат, дают таблетки, ставят горчичники, делают уколы; что делают в магазине? — покупают, продают, взвешивают, упаковывают.
Игра проводится в форме соревнования.
Точно также идет обогащение словаря прилагательными : Какое яблоко на вкус? (Кислое, сладкое, сочное)
И существительными: Чем можно стучать? (Молотком, палкой, ногой)
О ЧЕМ ЕЩЕ ТАК ГОВОРЯТ?
Цель: уточнить значения многозначных слов.
Карлсон произносит словосочетание, в котором одно из двух слов многозначное. Дети должны подобрать к этому слову другие с учетом его многозначности.
Словесный материал :
Идет — дождь, снег, зима, мальчик, собака, время, дым, автобус.
Играет — девочка, мальчик, кошка, дудочка, солнце.
Горький (-ое, -ие) —лекарство, перец, лук, огурец, горе, слезы.
Острый — нож, перец, суп, ум.
ТАНЯ ВЕСЕЛАЯ И ГРУСТНАЯ
Цель: подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.
Детям рассказывают примерно следующее:
— Пришла Таня с прогулки грустная — котенок убежал. Села она и. (заплакала, загрустила). А если Таня грустит, то какая она? (Грустная, печальная, расстроенная.) Если Таня грустная — она грустит. А если она расстроенная? (Расстраивается.) Печальная? (Печалится.) Раздается стук в дверь.
— Это котенок. что сделал? (Вернулся.) Сначала он. (убежал, а потом. (вернулся).
— Посмотрите на Таню. Она сразу. (повеселела, развеселилась, обрадовалась). Если она повеселела, то какая стала? (Веселая.) Если Таня обрадовалась, то какая стала? (Радостная.)
Затем детям предлагается:
— Придумайте рассказ про Таню, как она сначала была грустной, а потом веселой. Только не говорите про котенка, а сочините новую историю про Таню.
НАЙДИ ДРУГОЕ СЛОВО
Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.
Взрослый рассказывает:
— Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Папа взял другую веревку: «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?
— Послушайте два предложения: Вова рос крепким мальчиком; Он почувствовал под ногами крепкий лед.
— Что означает слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому?
— Придумайте сами предложение со словом крепкий. Аналогичные задания даются на следующие предложения:
Мальчик дрожит от холода; Зайчишка дрожит от страха.
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
Цель: обогащение словаря антонимами.
Дети встают в круг. Взрослый кидает ребенку мяч и называет слово. Ребенок должен вернуть ему мяч, сказав слово, противоположное по смыслу. Сначала называются прилагательные, затем — глаголы.
Слова : длинный, глубокий, мягкий, легкий, свежий, тонкий, густой, сильный, говорить, смешить, разрешить, падать, смеяться, зажечь, помогать.
НАЙДИ НОЖКУ
Цель: составлять предложения с многозначным словом ножка, ос-мыслить разные значения этого слова.
Кукла Таня говорит детям, что она знает еще одно слово, которым называют разные предметы. Это слово ножка.
— А теперь скажите, что мы называем словом ножка (ножка у стула, стола, дивана, шкафа; ножка у куклы, у гриба).
— Скажи про ножку так, чтобы мы поняли, про что ты говоришь. (У стула сломалась ножка. У стола ножки крепкие. У гриба ножки бывают толстые и тонкие.)
— Кто больше назовет предметов, у которых есть ножки?
ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?
Цель: сочетать слова по смыслу, углублять представления о прямом и переносном значении слов.
Взрослый произносит словосочетания. Дети определяют, можно ли так сказать, и объясняют смысл этих выражений:
свежий ветер — прохладный;
свежая рыба — недавно выловленная, неиспортившаяся; свежий хлеб — мягкий, только что испеченный;
свежая рубашка — чистая, выглаженная, выстиранная;
свежая газета — новая, только что купленная;
свежие краски — незасохшие, яркие;
свежая голова — отдохнувшая;
глухой (старик) — тот, кто ничего не слышит;
глухая ночь — тихая, безлюдная, темная;
глухой шум поезда — отдаленный, приглушенный, неслышный.
НАЙДИ РУЧКУ
Цель: составлять предложения со словом ручка, употребляя его в разных значениях.
Дети отвечают на вопросы, которые им задает взрослый, заканчивают начатые им предложения.
— Таня здоровается с детьми и начинает гладить утюгом. Чем берет Таня утюг? (Рукой, ручкой). А за что она держит утюг? (За ручку.)
— У меня рука большая, а у Тани? (Маленькая.) Как мы называем ласково руку ребенка? (Ручка.) Какие еще предметы называются словом ручка? (Которыми пишут.)
— А теперь говорите, что я буду делать (кладет ручку на стол, берет чашку, держит ее за ручку). ( Дети называют: «Кладете, берете, держите».)
— Какие ручки вы видите в комнате? Какие ручки встречались вам дома, на улице, в транспорте? (Ручка у двери, у сумки, у сковородки, у холодильника, у шкафа, у вилки и т. п.)
— Заканчивайте предложения, которые я начну.
— Ручкой можно. (писать). Ручку можно на стол. (положить). За ручку можно чашку. (держать, брать, взять). У кастрюли две. (ручки).
— Для чего нужна ручка?
— Вспомните, что сказала Таня, когда пришла к вам (сказала «здравствуйте», поздоровалась). А теперь что она делает? (Прощается, машет ручкой, говорит «до свидания!».)
ЧТО МЫ ЗНАЕМ ПРО СЛОВО ИГЛА
Цель: Познакомиться с разными значениями слова игла.
Кукла Таня загадывает детям загадки: «Под соснами, под елками ползет клубок с иголками» (еж); «Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год» (ель).
— Про какие иголки первая загадка?
— Про какие иголки вторая загадка?
— Какие иголки вы еще знаете? (Иголка швейная, иголка у сосны и т. п.)
Детям показывают картинки, на которых нарисованы разные иголки, спрашивают, какая это иголка, для чего она нужна, что ею можно делать.
— Придумайте короткий рассказ про иголку, какая она, что с нею можно делать, а мы угадаем, про какую иголку вы рассказываете.
Замените фразеологизмом
Подберите к каждому слову иллюстрацию фразеологического оборота:
(карточки с иллюстрациями)
Водить за нос –обманывать.
Развешивать уши – подслушивать.
Точить зуб – злиться на кого-нибудь.
Клевать носом –засыпать.
Делать из мухи слона –преувеличивать.
Прикусить язык – замолчать.
Чесать языки – болтать.
Строить глазки –кокетничать.
Не в своей тарелке – неуютно.
Данные упражнения не только обогащают словарный запас ребенка, формируют культуру высказывания, но и заставляют ребенка мыслить, развивают его познавательную активность.