Саркисян Мила
Игры для леворуких детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ ДЛЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Какие черты характерны для большинства левшей?
* гибкость мышления;
* стремление к философскому осмыслению мира и постоянному самосовершенствованию;
* склонность к сотрудничеству и творчеству;
* способность жить и работать «в одиночку» невзирая на равнодушие, непонимание и даже раздражение со стороны многих окружающих.
Публикация «Игры для леворуких детей 5–7 лет» размещена в разделах
Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребёнка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.
Даже в те минуты, когда маленькие левши демонстрируют свою раннюю взрослость и зрелость, родители и окружающие не должны забывать о том, что леворукие дети при всей своей мудрости не перестают быть детьми, которым хочется жить обычной, нормальной жизнью. Помощь и поддержка очень им нужны.
Родители, педагоги! Вне зависимости от того, понимаете вы детей или нет, позвольте им идти своим путём. А сами станьте для них той самой путеводной звездой, которая позволяет найти свой путь во мраке. Со временем вы убедитесь, что это и есть самое мудрое педагогическое решение.
Если ваш ребёнок родился левшой, считайте, что вам повезло!
Данные игры составлены с учётом физиологических и психологических возможностей детей старшего дошкольного возраста, представляют собой заключительный этап в их подготовке к школе. В данных играх большое место отводится подготовке руки к письму, формированию умения ориентироваться на плоскости листа в тетради; решаются такие задачи, как развитие зрительно-пространственной ориентировки, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти; совершенствование моторных функций и зрительно-моторных координаций; закрепление навыков работы в заданном темпе, знаний о цвете, форме, величине, свойствах различных материалов и технике работы с ними. Продолжается работа и над мелкой моторикой, над произвольностью психических процессов.
Цель каждой игры – задействовать как можно больше рецепторов для развития каналов аудиального, визуального и кинестетического восприятия, а также способности воспринимать и воспроизводить информацию для получения результата.
«Вылепи букву или цифру»
Цель: Развивать моторные функции, зрительно-моторные координации, дифференциацию понятий лево-право, вверх-низ, впереди-сзади;совершенствовать речь, аккуратность, глазомер.
ХОД:
У ребёнка пластилин, карточки с изображением букв или цифр и заготовки из плотного, но прозрачного полиэтилена размером с карточку.
Ведущий. Перед тобой карточки с цифрами и буквами. Назови те, которые ты знаешь. Выбери любую карточку, аккуратно проведи пальцем по букве или цифре. Из каких элементов-линий она состоит? Попробуй из пластилиновых колбасок вылепить эту букву (цифру) на прозрачной карточке. Работай аккуратно, не торопясь. Буква (цифра) должна поместиться на карточке и быть похожей на выбранный образец. Чтобы проверить, правильно ли ты всё сделал, подложи карточку-образец под твою карточку. Они должны совпасть. Начинай лепить и называй все свои действия.
«НЕПОСЛУШНЫЕ ЦЕПОЧКИ»
Цель:Совершенствовать мелкую моторику, зрительное восприятие, дифференциацию понятий лево-право, верх-низи их речевые обозначения; закреплять понятия замкнутая линия – незамкнутая линия;работать над точностью и темпом выполнения.
Материал:Набор карточек с рисунками разной конфигурации – одни из них замкнутые, другие нет; набор металлических цепочек с мелкой ячейкой.
ХОД:Ведущий предлагает ребёнку взять цепочку тремя пальцами и обвести любой рисунок, прокладывая цепочку по нему сверху. Ребёнок называет все свои действия. Ведущий поощряет точность выполнения, закрепляя понятия замкнутая и незамкнутая линия. Ребёнку легко справляющемуся с заданием, можно предложить выложить рисунок на чистом листе бумаги, глядя на образец, а так же по памяти, без опоры на него.
«ЗОЛУШКА»
Цель:Совершенствовать мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, умение квалифицировать по заданному принципу; работать над темпом выполнения задания.
Материал:Семена четырёх видов, четыре наклейки с наклеенными образцами семян.
ХОД:
Ведущий предлагает ребёнку тремя пальцами из кучки семян отобрать семена одного вида и разложить их по ячейкам. Брать надо по одному семечку, определять его на ощупь, называть и класть в ту ячейку, где наклеен образец такого вида. Игра закончена, когда все семена разложены по «своим домикам».
«ВЫРЕЗАЕМ ПО ЛИНИЯМ»
Цель:Развивать зрительно-моторные координации; закреплять знания о форме и величине; совершенствовать технику работы с ножницами и глазомер.
ХОД:
Задание 1:У ребёнка лист бумаги с изображением геометрических форм различной величины, расположенных хаотично.
Ведущий:Какие фигуры ты знаешь? Сосчитай их и скажи: каких фигур больше (меньше? Покажи самый большой круг, самый маленький треугольник. Вырежи сначала самый большой прямоугольник, не затронув другие фигуры, а потом самую маленькую фигуру.
Задание 2:На листе бумаги нарисованы четыре большие незаконченные (незамкнутые) геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Ведущий:На какие геометрические фигуры похожи эти спирали? Покажи начало и конец каждой линии. Чтобы получились настоящие спирали, нужно разрезать их точно по линиям. Начни с самой трудной фигуры.
«ПРИШЕЙ ПУГОВИЦУ»
Цель:Развивать мелкую моторику, зрительный анализатор, умение выполнять задания по схеме.
Материал:предметы, имитирующие пуговицы, иголки, нитки; схемы-варианты пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями.
ХОД:
Ведущий предлагает ребёнку вдеть нитку в иголку, выбрать схему и попробовать пришить пуговицу так, как на ней показано. В ходе выполнения задания ребёнок описывает свои действия, в том числе направление движения руки с иголкой.
«ПОВТОРИ РИСУНОК ПАЛОЧКАМИ»
Цель:развивать зрительный анализатор, согласованность действий глаз-рука, зрительно-пространственное восприятие, работать над увеличением объёма зрительной памяти.
Материал: Набор карточек с изображениями, составленными из прямых линий одинаковой длины (у ведущего); у ребёнка набор счётных палочек.
Ведущий: Вот карточки с картинками из палочек. Выбери самую лёгкую и сложи из палочек такую же. Когда будешь это делать, я сяду к тебе спиной, а ты подробно описывай все свои действия. Когда закончишь работу, я постараюсь угадать, какую картинку ты выбрал, а потом мы сравним её с твоим рисунком из палочек.. .
«ДЕЛАЕМ ЗАРЯДКУ»
Цель:Отрабатывать умение различат верх-низ по отношению к себе; развивать произвольное внимание, моторно-слуховую память, крупную моторику.
ХОД:
Ребёнок по команде ведущего делает движения руками, ногами, глазами, головой в заданном направлении
Примечание: Для закрепления умений ребёнку предлагают роль ведущего.
Для повышения результативности занятий с ребё нком левшой можно использовать такой порядок индивидуальной работы:
взять руки ребёнка в свои, сняв тем самым у него напряжение, побеседовать о том, что он любит или о чём ему хотелось бы поговорить, и только после этого начинать занятие;
провести разминку, включающую пальчиковые игры;
провести игры в такой последовательности:
а)роль ведущего исполняет взрослый;
б)роль ведущего исполняет ребёнок;
4) побеседовать с ребёнком о его отношении к игре (не вообще, а конкретно, об испытываемых им трудностях; предложить научить этой игре кого-нибудь из сверстников.