Шпакович Татьяна
Игры для фонематического слуха для детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Учеными доказано, что еще до рождения дети слышат и реагируют на звуки внешнего мира по-разному. С появлением ребёнка на свет, звуки наполняют его мир: пение птиц, шум ветра. Ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам. Мелодичные звуки вызывают у детей чувство удовлетворения, улыбку, а резкие плач. К 7-11 месяцам ребёнок начинает откликаться на слова. Далее фонематическое развитие происходит бурно, уже к трем годам дети могут заметить неправильное произношение у своих сверстников и даже попытаться исправить их.
Публикация «Игры для фонематического слуха для детей среднего возраста» размещена в разделах
Работая логопедом в детском саду, больше внимания стараюсь отводить играм, заданиям на фонематическое восприятие как неречевых, так и речевых звуков у детей среднего возраста. Уже к 5 годам у детей формируется критическое отношение не только к чужой, но и своей речи.
Дети в этом возрасте очень болезненно воспринимают неточности и дефекты произношения. Поэтому коррекционная работа направлена на исправление недостатков произношения и одновременном развитии фонематического слуха. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно становление чистой речи.
Начинаю на групповых и подгрупповых занятиях знакомить детей через игровую деятельность с неречевыми играми. Дети учатся слушать звуки и сравнивать. Любят играть в игры «Солнце или дождик?» игра простая, однако нравится детям и проходит очень весело. Взрослый предлагает погулять, пока хорошая погода и договаривается, что будет звенеть бубном. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. А вы остановитесь и сделаете из рук зонтик над головой.
Игра «Отгадай, что звучит»
Взрослый за ширмой производить различные манипуляции с предметами, например, шуршит бумагой, звенит колокольчиком. Звуки должны быть ясными, контрастными.
Таким образом развивать фонематическое восприятие мы начинаем на неречевых звуках, затем знакомлю и учу различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков игра «Высоко и низко» и т. д. Затем дети различают слова близкие по звуковому составу игра «Не ошибись». Затем различают слоги игра «Кто как кричит?» затем различаем звуки, начинаем с гласных звуков играем в игру «Кто как поёт?» Взрослый показывает картинки с изображением поезда. Девочки, птицы и объясняет: «Поезд гудит у-у-у, девочка плачет, а-а-а. птица поёт и-и-и. Взрослый произносит звук, дети показывают соответствующую картинку.
Таким образом игры и упражнения по развитию фонематического восприятия готовят детей к овладению правильным произношением и предупреждению грамматических ошибок.