Анастасия Зайцева
Игры для детей с ЗПР «Хлопни в ладоши. Выложи кружочки. Найди отличия»
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ
«Хлопни в ладоши»
Дидактическая задача: обучение способности к переключению внимания.
Оборудование: отсутствует
Игровые правила: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное – хлопни в ладоши».
Игровые действия: Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.
Публикация «Игры для детей с ЗПР „Хлопни в ладоши, Выложи кружочки, Найди отличия“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
«Выложи кружочки»
Дидактическая задача:увеличение объема внимания.
Оборудование: два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета.
Игровые правила: Воспитатель выкладывает на столе пять кружочков в любой последовательности. Ребенок в течение 10 мин запоминает расположение кружочков. Затем кружочки закрываются. Ребенку предлагается второй набор кружочков, которые он должен выложить в той же последовательности, в какой выложил воспитатель. Повторить 2 – 3 раза.
«Найди отличия»
Дидактическая задача: развитие концентрации внимания.
Оборудование: две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета.
Игровые правила: «Посмотри на эти две картинки. Они очень похожи, но у них есть много отличий. Назови, пожалуйста, чем отличаются картинки друг от Друга».
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ
«Запомни картинки»
Дидактическая задача: развитие зрительной памяти.
Оборудование: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки.
Игровые правила: Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Воспитатель показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.
«Каскад слов»
Дидактическая задача: развитие объема кратковременной слуховой памяти.
Игровые правила: Воспитатель просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем воспитатель называет три слова и т. д.
1) огонь;
2) дом, молоко;
3) конь, гриб, игла;
4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;
5) крыша, пень, вода, свеча, школа;
Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза.
«Кто не на месте?»
Дидактическая задача: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.
Оборудование: три небольших игрушки.
Игровые правила: Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Воспитатель предлагает ребенку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а воспитатель переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивается и отвечает на вопрос: «Кто не на месте?» Игра проводится 5-6 раз.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ
«Пирамидка»
Дидактическая задача: улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения.
Оборудование: пирамидка, состоящая из колец разных цветов.
Игровые правила: Ребенку предлагается назвать и показать на пирамидке все известные ему цвета. Далее воспитатель поочередно показывает и называет цвета на пирамидке. Потом это же проделывает ребенок. Затем воспитатель просит ребенка показать цвет: красный, зеленый, желтый и т. д.
«Определи звуки»
Дидактическая задача: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: картинки с изображением шубы, петуха, ножа, цыпленка, самолета, машины, туфель, яблока, ложки, лимона.
Игровые правила: Воспитатель произносит какое-либо слово и просит ребенка показать на картинке предмет, название которого начинается с того же звука: шар – шуба, петух – пуговица, нож – ночь, цветы – цыпленок, самолет – сапоги, машина – молоко, туфли – трава, яблоко – ягода, ложка – лампа, лошадь – лимон.
«Точки»
Дидактическая задача: развитие ориентирования в пространстве.
Оборудование: лист с заданием, на котором нарисован зайчик (в нижнем левом углу листа) и Домик (в верхнем правом углу листа, между зайчиком и домиком нарисовано большое число точек.
Игровые правила: Воспитатель говорит ребенку: «Зайчик заблудился и не может найти дорогу к своему дому. Ты хочешь помочь ему? Тогда, соединяя точки, нарисуй дорожку от зайчика к его дому»,
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ
«Четвертый лишний»
Дидактическая задача: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.
Оборудование: пять карточек, на каждой карточке изображены четыре предмета; три предмета связаны между собой каким-либо общим признаком, а четвертый — лишний.
Варианты карточек:
1) сапог, тарелка, тапок, ботинок;
2) вилка, тарелка, яблоко, кастрюля;
3) яблоко, груша, виноград, огурец;
4) помидор, морковь, машина, картофель;
5) шапка, машина, самолет, поезд.
Игровые правила: Ребенку поочередно показывают карточки. Воспитатель говорит: «Посмотри на эти предметы; их — четыре, три предмета как-то связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее, а четвертый — лишний, его нужно убрать. Покажи и назови этот предмет». Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель должен объяснить правильный ответ на примере первой карточки. (Сапог, тапок, ботинок — это обувь, а тарелка — это не обувь, а посуда.)
«Мостик»
Дидактическая задача: развитие мыслительных ассоциативных связей.
Оборудование: 5 пар картинок: 1-ят – лес, гриб; 2-я – книга, мальчик; 3-я – ваза, цветы; 4-я – плита, кастрюля; 5-я – пуговица, иголка.
Игровые правила: Воспитатель показывает первую пару картинок и говорит, что эти картинки пока никак не связаны между собой. Ребенок должен придумать слово, которое, как мостик соединило бы две разные картинки. Например: между картинками «лес» и «гриб» мостиком может быть слово «растет» (гриб растет в лесу) и т. д.