НАТАЛЬЯ ЗАРУЦАЕВА
Игры для детей с 1 года до 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В различных пособиях можно найти описания множества развивающих игр для детей раннего возраста. Мы приведем здесь лишь некоторые из них, отобранные нами по принципу занимательности, простоты и доступности организации. Ведь в большинстве случаев даже очень полезные в развивающем отношении игры, требующие трудоемкой подготовительной работы, не пользуются популярностью у родителей и воспитателей.
Помогите ребенку различать цвета
Включитесь в его игру с разноцветными кубиками, кольцами и, выстраивая вместе с ним башню или пирамиду, называйте цвета, просите малыша подать кубик того или иного цвета.
Публикация «Игры для детей с 1 года до 3 лет» размещена в разделах
Вначале ребенок запомнит контрастные цвета: красный и зеленый, желтый и черный. Затем можно переходить к более близким по окрасу: желтый и оранжевый, фиолетовый и черный, зеленый и синий.
Вы будете вместе с ребенком познавать окружающий мир и обмениваться впечатлениями. Для малыша важны не только слова, но и жесты, выражение лица, интонация. Ведь еще до того, как малыш научится говорить, он с помощью жестов и выражения лица сможет добиться понимания окружающих и устанавливать с ними контакт.
Полноценное видение
Научат ребенка правильно ориентироваться, разовьют зрительную память и внимание такие упражнения.
Положите на стол 5 различных предметов (книгу, куклу, кубик и т. д., попросите малыша на них внимательно посмотреть, запомнить и отвернуться или выйти из комнаты. Уберите или добавьте один предмет. Вернувшись, ребенок должен сказать, что изменилось на столе, точнее, какой предмет появился.
Что я слышу?
Взрослый предлагает сидящим вокруг него детям: «Давайте поиграем в игру "Что я слышу?"». Можно послушать звуки в доме, звуки улицы, голоса животных. Детям постарше можно предложить угадать, кто произносит следующие слова: «Московское время 10 часов 5 минут», «Открой рот и скажи: "А-а-а"», «Днем ожидается облачная погода, без осадков», «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция - Маяковская» и т. п. Конкретное содержание подобных игр полностью зависит от фантазии взрослого. Вариантов таких игр может быть множество, причем ведущими в них могут быть и сами дети.
Эти игры способствуют развитию у ребенка целенаправленного слухового восприятия, внимания, памяти.
Почтовый ящик.
Игрушку такого типа сегодня можно найти в продаже, а можно сделать и самим. Нужно подо-брать фигуры: куб, цилиндр (или шар, треугольную призму, прямоугольный брусок и т. д. Должно быть по две-три фигуры каждого вида. В крышке коробки из плотного картона делаются прорези такой формы, чтобы каждая подходила для определенной фигуры. Важно, чтобы в квадратную прорезь, сделанную для куба, не мог пролезть шар, ЧТОБЫ прямоугольная прорезь не годилась для куба и т. д., то есть чтобы соответствие фигуры и формы прорези было полным.
Ребенку предлагают опустить письма (фигуры) в ящик, каждое письмо в свое отверстие. Не следует подсказывать малышу, куда опустить письмо, фигура сама поможет ему найти правильный выход из каждой ситуации. Надо следить, чтобы ребенок не пытался силой протолкнуть фигуру в отверстие, а перебирал всевозможные варианты, поворачивая фигуры сложной формы так, чтобы добиться соответствия разворота форме прорези.
Оденем кукол.
Маленький ребенок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Ребенку дают двух кукол (большую и маленькую) и два комплекта одежды и объясняют, что куклам холодно, они хотят одеться, но перепутали всю одежду. Малышу предлагается помочь куклам. Не беда, если сначала ребенок распределит вещи неправильно. Следует обратить его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз. Когда каждой кукле достанутся ее вещи, ребенка надо похвалить и под-черкнуть: «Большое платье - большой кукле, маленькое -маленькой. Большие туфли - большой кукле, а маленькие - маленькой». Задание можно усложнить, предложив ребенку трех кукол разных размеров.
Найди такой же.
Перед ребенком раскладывают 4-6 однородных предметов, различающихся по цвету, величине, рисунку, и предлагают найти среди них такой же, как тот, что находится в руках у взрослого. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и делать при этом ошибки, которые ребенок, конечно же, заметит. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия между которыми не так заметны.
Эта игра, требующая от ребенка умения выделять различные признаки предметов, способствует развитию внимания, логического мышления.
Найди ошибки.
Эта игра напоминает известный рассказ Чуковского «Так и не так». Взрослый заранее рисует картинку (художественные достоинства картинки не имеют никакого значения, на которой допущено несколько ошибок. Начинать следует с одной достаточно грубой и заметной ошибки, а затем, по мере усложнения игры, довести количество ошибок до 5-6. Естественно, что содержание картинки и допущенные на ней ошибки должны быть понятны малышу. Игра направлена на развитие внимания и наблюдательности.
Запомни узор.
Взрослый рисует узор, состоящий из двух простых чередующихся элементов (например, полукругов и отрезков прямой, последовательно соединенных друг с другом, предлагает ребенку рассмотреть его в течение одной-двух минут, а затем просит нарисовать точно такой же по памяти. Можно дать подобное задание и на создание простой постройки из строительного материала. Главное условие игры - ребенок воспроизводит узор или постройку взрослого по памяти. Выполнение таких заданий способствует развитию в первую очередь памяти, а также образного мышления и тонкой моторики.
Почини игрушку.
Для этой игры нужно подобрать простую игрушку, например, машинку, и предоставить ребенку возможность в течение нескольких дней поиграть с ней. В процессе игры ребенок ознакомится с особенностями и возможностями данной игрушки. Затем незаметно, чтобы ребенок не видел, «испортите» игрушку (например, на колесо машинки можно надеть резинку, которая не даст ему крутиться). Цель игры заключается в том, чтобы ребенок сам заметил неисправность и нашел ее причину.
Количество неисправностей в одной игрушке можно увеличивать до трех, но каждая новая неисправность добавляется после того, как ребенок научился находить предыдущую.
Игра направлена на развитие внимания, образного и логического мышления, требует определенной моторной ловкости.
Предлагаем несколько простых игр, способствующих развитию органов чувств.
"Справа" и "слева"
Понятия "правый" и "левый" относятся к числу наиболее трудно постигаемых. Необходимо, чтобы малыш постиг их как можно раньше. Ребенок, не умеющий различать их, столкнется с большими трудностями в овладении письмом, чтением, счетом; будет плохо ориентироваться в пространстве.
Уже с полутора лет, собираясь с малышом на прогулку, приучайте его к понятиям "правый" и "левый".
— Теперь наденем свитер. Дай мне твою правую руку! — сжимаете правую руку.
— А теперь дай левую! — ее не сжимаете. Так много раз. То же с обувью.