Светлана Граборова
Игры детей и их воспитательное значение
▼ Скачать + Заказать документы
Игры детей и их воспитательное значение
Игра – своеобразная самостоятельная деятельность ребёнка дошкольного возраста, особая форма детской деятельности.
В игре больше, чем в какой – либо другой деятельности, ребёнок может проявить самостоятельность. Он сам выбирает игры, сам строит игровые сюжеты, различные материалы для игры, в которых отражает окружающую жизнь, ставит цели и решает, какими средствами её осуществить. Всё это легко заметить, наблюдая сюжетно – ролевые (творческие, подвижные и дидактические игры дошкольников.
Темочки:
В игровой деятельности многое обусловлено активностью самих детей, их любовью к игре. Известно, сколь велико влияние игры на всестороннее психическое развитие ребё нка: его чувств, воображения, мышления, речи, волевых черт и других психических процессов.
Игра является важнейшим средством воспитания детей.
Во - первых, игра выступает как средство воспитательно-образовательной работы, с помощью которого решаются задачи нравственного и эстетического, умственного и физического воспитания детей разных возрастов.
Во- вторых, игра рассматривается как форма организации жизни детей, поскольку она является важнейшей деятельностью ребёнка дошкольного возраста. По инициативе детей затеваются самые разнообразные индивидуальные и коллективные игры, через игру воспитатель может воздействовать на поведение ребёнка, на его взаимоотношения со сверстниками.
Эти две основные стороны игры неразрывно связаны. Игра может стать средством воспитательно – образовательной работы, если будут учтены этой деятельности и желание детей быть самостоятельными в ней.
Н. К. Крупская и А. С. Макаренко неоднократно подчёркивали, что игра – это и средство воспитания, и особая деятельность. Которой пронизана жизнь ребёнка, деятельность, дающая простор для яркого проявления его непосредственных интересов, желаний и возможностей. Воспитательная ценность игры зависит от её «качества «, поэтому так важно, чтобы воспитатель был главным лицом, который направляет избранные и протекающие игры дошкольников.
Изучение игр самых различных видов, характера детских взаимоотношений в них поможет воспитателю выявить :
круг интересов отдельных детей и всей возрастной группы, характер взаимодействия окружающей среды, в первую очередь взрослых в детском саду и в семье;
уровень игровой деятельности;
уровень взаимоотношений детей в игре, их гуманную, т коллективистскую направленность;
умение детей руководствоваться правилами игры, а также жизненными нормами и правилами, отражаемыми в сюжетно – ролевой игре.
На основе наблюдений воспитатель сможет более обоснованно наметить общие дифференцированные (по отношению к отдельным подгруппам детей, к тому или иному ребёнку) педагогические задачи и методы руководства игровой деятельностью. При этом необходимо с большим вниманием относиться к индивидуальным и совместным играм дошкольников, поддерживать обе формы игры. Развивая у каждого ребёнка (уже с младшего возраста) умение сосредоточенно, не отвлекаясь, играть одному, воспитатель создаёт предпосылки совместных детских игр, в которых наиболее успешно решаются задачи формирования начал коллективизма.