Светлана Рыженкова
Воспитательное значение народных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Е. А. Покровский писал, что игрушки и игры делаются нередко первыми средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представляют собой важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа.
Публикация «Воспитательное значение народных игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Народная культура, фольклор
- Темочки
В настоящее время дети все реже играют в обычные «дошкольные игры». Часто игры дошкольников однообразны, без яркости и вдохновения, которые присущи детскому восприятию окружающего мира. Часто возникает ситуация, при которой просто играть, разговаривать с ребенком недостаточно, с малышом надо «заниматься». Таким образом, в тот период, когда у ребенка в норме должно развиваться правое полушарие головного мозга, т. е. формироваться целостная картина окружающего мира, его загружают различными знаковыми системами (цифрами, буквами, стимулируя левое полушарие, на работе которого и так построена система школьного образования. В результате, дети умеют читать и писать, а образное мышление недостаточно развито. Умение видеть мир ярко, образно уходит вместе с детской непосредственностью.
Решение проблемы требует корректирующего педагогического воздействия, развивающего систему образного мышления и не перегружающего ребенка избыточной и часто ненужной информацией. Воздействие должно быть естественным и природа здесь дает свою подсказку: детеныши животных учатся всему в процессе игры, поэтому именно игровой процесс способен активировать недостаточно задействованные в развитии личности ребенка отделы головного мозга.
Живительным источником действительно полезной для ребенка игровой деятельностью являются проверенные веками народные игры, которые формируют тип человека, выдерживающий неслыханные испытания выпавшие на долю нашей страны.
Подвижные народные игры способствуют развитию таких качеств, как честность, правдивость, выдержка, дисциплина, товарищество, способствуют расширению кругозора детей, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физиологических процессов, стимулируют переход ребенка к более высокой ступени развития и формированию гармонически развитой личности.
Ребенок, не умеющий играть, чувствует себя изгоем общества, а вырастая, часто становится преступником.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой народного руководства.
Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. Правила игры приучают к совместным и согласованным действиям. Усиливают механизм социальной адаптации ребенка.
В игре можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка. Играя, ребенок может научиться владеть собой, сдерживать свои расходившиеся чувства, подчиняя свои действия сознанию. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. Так незаметно развивается и формируется внимательность, воображение, познавательная активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать. Все эти навыки в дальнейшем помогут ребенку успешно овладеть новыми знаниями.