МААМ-картинки

Игрушка как педагогическое средство опосредованной активизации игры

Зацепина Мария
Игрушка как педагогическое средство опосредованной активизации игры

Важнейшее условие повышения интенсивности содержательного общения и формирования игры - педагогическое руководство ею. Педагогическое руководство предполагает активную позицию со стороны воспитателя. Иными словами, он должен в игре углублять и расширять общественные интересы детей, сочетающиеся с творчеством, инициативой, самостоятельностью.

Центральное место в игре занимает отражение человеческой деятельности (д. Б. Эльконин, в частности трудовой. Отсюда следует: целесообразно подбирать такие игрушки, которые напоминают детям о действиях и отношениях людей, помогают воспроизводить в игровых ролях соответствующие образы. Чем больше действий можно отобразить с игрушкой, тем сильнее интерес к ней, стремление использовать ее в игре, тем полнее и содержательнее выполнение игровых ролей. Такая игрушка формирует у детей знания об общественных явлениях и деятельности людей; способствует развитию сюжета; пробуждает радость, сочувствие, жалость, заботу о других, желание и умение поделиться со сверстником, бережное отношение к вещам.

Публикация «Игрушка как педагогическое средство опосредованной активизации игры» размещена в разделах

Следовательно, в меру пополнения познавательного и нравственного опыта нужно подбирать игрушки и игровое оборудование, имеющие более широкие возможности. Рассмотренный педагогический принцип подбора реализуется следующим образом. Игрушки для детей каждой возрастной группы должны соответствовать их представлениям об окружающей действительности, сформированным по Программе воспитания в детском саду, раздел «Ознакомление с окружающим». (Подобно этому содержание разделов «Формирование начальных математических представлений» и «Физическая культура» может быть ориентиром при подборе дидактических игр, игрушек и пособий для счета или развития движения.) В меру углубления и расширения детских представлений игрушки необходимо пополнять как готовыми изделиями, так и теми, которые создают воспитатели вместе с детьми.

Выдвинутый нами принцип подбора обосновывается историческим обзором тематики игрушек (Г. В. Плеханов, В. П. Пряхин, Д. Б. Эльконин). В различные эпохи менялась тематика, содержание, оформление, материал, техника изготовления игрушек в соответствии с духовными и материальными ценностями общества. Общая тенденция создания игрушек во все времена - это тесная связь с образом жизни людей и особенностями их труда. Эта тенденция сохранилась в целом и теперь.

Во многих педагогических исследованиях заметная общая тенденция: использовать игрушки, соответствующие тематике развиваемых игр. Так, Е. А. Флерина рекомендовала подбирать наборы на определенные темы для игр, отображающие современность. Такие игрушки, считала она, закрепляют и углубляют опыт, развивают творческое воображение, объединяют коллектив и вносят большую радость. Эту же мысль высказывает Д. В. Менджерицкая: чтобы обогатить содержание детских игр, сделать их более устойчивыми, следует подбирать такие игрушки, которые будут напоминать о виденном в жизни или о прочитанной книге.

Когда же, при каких условиях игрушка побуждает детей к игре? О. К. Зинченко правомерно считает: с игрушками у дошкольников ассоциируются определенные представления, оживают в памяти яркие впечатления, появляется возможность творчески перерабатывать имеющиеся жизненный опыт.

Однако нельзя согласиться со следующим утверждением: чтобы почувствовать себя мамой, девочке нужна кукла; шоферу или летчику необходима машина или самолет. Мы полагаем, что тут происходит обратное - девочке потому и нужна кукла, что она хочет подражать самому дорогому человеку; мальчик знаком с водителем и уже чувствует себя в его роли. Соответствующие игрушки помогают этим детям выразить переполняющие их чувства. Поэтому утверждение Зинченко о том, что закрепить представления об окружающем в игре помогут куклы, символизирующие образы людей различных профессий, на наш взгляд, спорно. Мы полагаем: значение таких игрушек - уточнение знаний о внешнем облике, спецодежде. Для реализации игровых ролей они могут успешно использоваться лишь в режиссерских играх. Дети заменяют ими отсутствующих товарищей по игре и как бы перекладывают на них роли, которые сами не могут одновременно выполнять. В сюжетно-ролевой коллективной игре такие куклы излишни, так как ребята сами стремятся к соответствующим ролям.

Это требование находит подтверждение во многих последующих исследованиях. Однако конкретные рекомендации так и не определены.

Главное педагогическое требование к игрушке, по нашему мнению, - побуждать детей воспроизводить те действия и отношения, которые известны им и характеризуют исполняемую роль. Оформление и детали должны соответствовать тому кругу представлений, который формируется у них в процессе систематического ознакомления с окружающим. Иными словами, имеющиеся представления побуждают к претворению при помощи адекватных игрушек, с помощью которых дети имеют возможность действовать разнообразно, творчески, развивать сюжет; с помощью игрушек расширяются знания’ о назначении различных предметов, уточняется нравственный смысл труда.

Активизация детских представлений в игре при помощи игрушек - объективно существующая закономерность. Она не зависит от мастерства педагога или методических приемов. Сам вид игрушки, соответствующий имеющимся представлениям, побуждает ребенка к игре. Поэтому педагог, предлагая своим воспитанникам новую игрушку, должен предвидеть те действия, которые она вызовет.

Выразительность образа игрушки связывают с формированием игры. Это позволяет, с одной стороны, насыщать игру детей раннего возраста новым содержанием, с другой - развивать умение действовать в воображаемом плане. На мой взгляд, осваивая действия, даже старшие дошкольники проходят первоначальный этап, где возможны более общие варианты оформления игрушек.

Чем больше известных действий изображает игрушка, тем сильнее у детей к ней интерес и стремление использовать ее в игре. Следовательно, в меру формирования познавательного и нравственного опыта детей целесообразно подбирать игрушки и игровое оборудование, имеющие более широкие возможности, например подобран игрушечный теплоход или ракета. Игра с такими игрушками чаще протекает на уровне отобразительном, чем ролевом. Расширение, углубление, конкретизация представлений о некоторых обязанностях экипажа - капитана, рулевого, радиста, матросов - побуждает детей выражать все, что известно. Только такая игрушка будет вызывать у ребенка интерес. И это понятно, так как в зависимости от изобразительных средств она позволяет развивать игру, ведет от низших стадий развития к высшим.

Всем известно: в игре своеобразно переплетается свойственное в дошкольном возрасте стремление к фантазии, выдумке, условному использованию предметов. Именно по-следнее обстоятельство, видимо, определяет стремление детей действовать игрушками, напоминающими реальные предметы. Так, после наблюдения труда строителей дети начинают отображать эту роль. Их не устраивает уже обычное укладывание кирпичей. Оказывается, чтобы воздвигнуть стену, необходим еще раствор. Но чтобы его накладывать на кирпич, требуется специальный мастерок каменщика.

Образные игрушки, условно отображающие реальные предметы, - это опора для фантазии, выдумки, игровых действий. Они позволяют создавать множество разнообразных воображаемых ситуаций, творчески воспроизводить осваиваемое нравственное содержание. Например, изображая боцмана, следует удачно обходить медь, играя в доктора, вылечивать больного и т. д. Многообразие условных ситуаций, которые могут создать и разыграть дети с помощью образных сюжетных игрушек, в большой мере обусловлено примерами их творческого использования, непринужденно и естественно поданными педагогом в процессе различных игр.

Принцип подбора игрушек, требования к их функциональным свойствам, обусловливающие повышение педагогической эффективности, распространяются как на изделия готовые, так и на те, что создаются по ходу развития игры. Ощущая необходимость, дети сооружают нечто похожее на нужную игрушку. Эти попытки педагогу следует не только поощрять, но и оказывать непосредственную помощь. Ведь таким путем достигаются две цели: во-первых, появляется предмет, необходимый для исполнения игровых действий, свойственных определенной игровой роли; во-вторых, в процессе работы активизируется и углубляется интерес к избранной теме, обсуждаются особенности ролей, характер, отношения между исполнителями. Кроме того, изготовление некоторых игрушек развивает творческое воображение детей как в процессе их создания, так и во время развития замысла.

Для возникновения и развития совместной игры мы подбирали тематические игрушки, которые могли обслужить исполнителей нескольких игровых ролей («Детский сад», «Транспорт» водный, воздушный, сухопутный). В таком случае игрушки побуждают не только исполнять игровые действия, но и интенсивно общаться. Например, если для игры на тему «Стройка» имелся строительный материал, грузовики, подъемный кран, то дети соответственно исполняли роли монтажника, водителя, крановщика, вступали в свойственные отношения ответственной зависимости в работе. С появлением столярного набора или малярных принадлежностей создавались условия для исполнения соответствующих ролей и вовлечения в игру новых участников. Естественно, расширялись и взаимосвязи играющих. Если во время игры появлялись куклы, строители начинали ориентироваться на них как на будущих новоселов.

Чтобы проверить результативность изложенного подхода, мы предлагали детям различные тематические наборы игрушек. Сравнение содержания игр, развивающихся с использованием того или иного набора, обнаружили прямую связь между избираемыми игровыми ролями и игровым материалом, который использовали дети в каждой игре. Так, если они играли в кукольной групповой комнате, в спальне, то исполняли роли воспитателей и нянь. Когда же к оснащению добавлялся комплект медицинского кабинета, то появлялись исполнители ролей врача и медсестры. Происходило и обратное явление: дети, выбрав заинтересовавшую роль, подбирали необходимые игрушки. И только в тех случаях, когда ее не было, использовали похожие предметы.

Руководствуясь рассмотренным подходом, мы на разных стадиях исследования создавали сочетания игрушек, побуждающие детей воспроизводить действия и отношения, характерные именно для тех образов, с которыми в данное время знакомили их. Таким способом мы направляли их на отображение той сферы деятельности и отношения взрослых, которые они осваивали, которые еще недостаточно полно представляли в игровых отношениях. Например, сочетание в игре интерьера медицинского кабинета и спальни побуждало воспроизводить заботливое отношение врача, воспитателя и няни.

Комбинируя различное сочетание интерьера, мы побуждали детей к разнообразным действиям, отношениям, к творческому построению сюжетов.

Литература

1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966.

2. Давайте поиграем. Под ред. А. А. Столяра. М. : “Просвещение”, 1991.

3. Артемова Л. В. Игрушка педагогическое средство опосредованной активизации игры // Дошкольное воспитание. - 1985.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Игры-эстафеты как средство физического развития»Фотоотчет «Игры-эстафеты как средство физического развития» Одним из определяющих факторов формирования здорового поколения, способного к активной деятельности, учению, труду, было и остаётся физическое.

«Японский кроссворд — как средство активизации и развития детей» к Всемирному Дню кроссвордиста«Японский кроссворд — как средство активизации и развития детей» к Всемирному Дню кроссвордиста Что же такое японские кроссворды? Японский кроссворд — головоломка, в которой в отличие от обычных кроссвордов зашифрованы не слова, а.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Дидактические игры по математике как средство развития дошкольниковДидактические игры по математике как средство развития дошкольников Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игрушка как педагогическое средство опосредованной активизации игры
Опубликовано: 16 июля 2024 в 11:30
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игрушка как педагогическое средство опосредованной активизации игры» (включая файлы) размещена пользователем Зацепина Мария в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...

12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД