Мария Воропаева
Игрушка как средство воспитания и развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушка для детей раннего возраста.
Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек.
Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире.
Игрушка-спутник жизни ребенка, источник его радости. Это не только материал, орудие для игры, это и партнёр, товарищ детских игр,а в руках взрослого игрушка-одно из важнейших средств воспитания.
Публикация «Игрушка как средство воспитания и развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя,воспроизводит те или иные действия. Например кукла –обобщенный образ человека. Играя с ней, дети выполняют действия, свойственные образу жизни человека: укладывают спать,кормят, купают, катают в коляске, переодевают и другие. В детских играх кукла поёт песни, танцует, принимает гостей. Будучи обязательным спутником детства,
Предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике использования, возрастному назначению.
Основа развития маленького ребенка –крепкое здоровье, жизнерадостность.
Любимые игрушки побуждают малышей бегать, бросать, метать, прыгать, ловить то есть развивают движения, удовлетворяют потребности в двигательной активности, общении. Игрушки с сюрпризом, звучащие, заводные вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее.
Игрушка для маленького ребенка –своеобразное окно в мир,они расширяют его кругозор,пробуждают любознательность. Многое предметы входят в жизнь ребенка через игрушки, изображающие животных, утварь, технику и другие. Есть игрушки, с помощью которых ребенок решает проблемные задачи, учится самостоятельно мыслить. Новая игрушка не сразу завоёвывает сердце ребёнка. Всё зависит от тех игр,жизненных ситуаций, в которые малыш включит ее в качестве партнера. Любимые игрушки учат ребёнка доброте и сопереживанию. Игрушка наряду с детской книгой-первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в нем эстетические переживания, прививает художественный вкус.
В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр: сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки животных, предметы домашнего обихода); технические игрушки; игровые строительные материалы, конструкторы,; дидактические игрушки и игры; игрушки для подвижных игр (мячи, скакалки, кегли и другие); театральные и декоративные игрушки (персонажи теневого и кукольного театров, костюмы для игр-драматизаций; звучащие музыкальные игрушки.
На втором году жизни ребенку предлагают все виды игрушек. Из образных игрушек необходимы куклы. Одежда на куклах простая. Кукольная мебель нужна крупногабаритная,прочная. Обязательны предметы игрового обихода : набор для кухни (плита, мойка с краном,крупная,по размеру руки ребенка,посуда (тарелки, чашки, ложки, кастрюли); игрушечное постельное белье (простынки, матрац, одеяло, подушка).
В этом возрасте дети охотно играют с фигурками животных (кошка, собака, корова, свинья и другие).
Сюжетно-транспортные игрушки представлены устойчивыми колясками для кукол, тележками, каталками, грузовыми машинами.
Много радости малышам доставляют игрушки на шнурах или шарнирах,которые приводит в движение взрослый.
Из дидактических игрушек необходимо иметь пирамидки с кольцами одинакового размера, с кольцами трёх контрастных размеров, на конусной основе; матрёшки. Из строительных материалов предлагают пластмассовые кубики, строительные наборы, простые конструкторы. В дополнение к строительному материалу подбирают сюжетные игрушки.
Рекомендуются также музыкальные игрушки : колокольчики, барабан, бубен.
Спортивные игрушки представлены мячами (резиновыми,надувными,кеглями и другими.
Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требований. В последние годы вопрос об ужесточении гигиенических требований к детским игрушкам встал особенно остро в связи с появлением новых полимерных материалов, красителей, лаков. Экспертизы, коротые производятся в разных странах, показывают,что примитивная,дешевая игрушка из пластика,которая заполонила игрушечный рынок, зачастую угрожает здоровью и жизни детей, особенно раннего возраста.
Угрозу для здоровья детей могут представлять игрушки с дефектами,возникшими в процессе их «эксплуатации» : расшатался стул из набора крупной мебели, на которой малыши любят присаживаться сами, отломился бортик металлического самосвала и так далее.
Поэтому необходимо частый контроль за состоянием игрового материала, который осуществляет воспитатель, своевременный их ремонт,изъятие из пользования детей игрушек с дефектами, сломанных. Особое внимание следует обратить на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски.
В дошкольном учреждении игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определё нного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и так далее. Для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули, трансформирующуюся мебель-игрушку, сценическое оборудование, подиумы.
Игрушка в детском саду должна быть представлена во всём её разнообразии.
Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно,в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.