МААМ-картинки

Игровые технологии как средство совершенствования процесса коррекционного обучения и воспитания детей с ТНР

Шляндина Маргарита
Игровые технологии как средство совершенствования процесса коррекционного обучения и воспитания детей с ТНР
▼ Скачать +Заказ

Актуальность проблемы.

Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи детей с ОНР обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы. Наличие у этих детей вторичных отклонений в развитии психических процессов создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речи, что не способствует развитию его интеллекта.

Овладение связной речью – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Публикация «Игровые технологии как средство совершенствования процесса коррекционного обучения и воспитания детей с ТНР» размещена в разделах

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные для нее методы и приемы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда и педагогов, работающих с этой категорией детей.

Совершенствование процесса коррекционного обучения и воспитания детей, страдающих речевыми нарушениями, при помощи новых логопедических технологий является важным и своевременным. Научная и практическая значимость этих проблем является актуальной.

На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют развитию связной речи.

Общая цель и задачи проекта

Цель: обновление коррекционо-развивающего направления педагогического процесса за счет использования новых коррекционных технологий и модификации традиционных подходов к коррекционному обучению развития связной речи детей с ОНР.

Задачи:

1. Отобрать, синтезировать и проанализировать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы проекта и сопоставить свой опыт с отраженным в литературе материалом по данной проблеме.

2. Найти и отобрать соответствующие методики для работы по формированию связной повествовательной речи у детей с ОНР.

3. Проверить на практике эффективность применения отобранных методик для формирования связной речи старших дошкольников с ОНР.

4. Составить методические рекомендации по организации работы развития связной речи детей старших и подготовительных групп с ОНР.

Из числа новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда хотим выделить синквейн, моделирование, мнемотехника, элементы театрализованных игр.

Технология синквейна

Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк. Правила составления синквейна:

правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное

отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.

Моделирование

Модели особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: ключевое слово или словосочетание в каждой стихотворной строчке «кодируется» подходящей по смыслу картинкой. Таким образом, все стихотворение зарисовывается автоматически. После этого ребенок по памяти, опираясь на графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовая план-схема, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границ слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Предполагаем активное использование комплектов «Дары Фребеля»

Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия, такие как кодирование информации, логические операции, построение развернутого высказывания.

Мнемотехника

Данная технология включает различные приемы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Особенности технологии : применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу.

Работу начинают с простейших мнемоквадратов, последовательно переходят к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Элементы театрализованных игр

ОНР рассматривается, прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений. Особенность игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Есть много разновидностей театрализованных игр. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты, в других действуют, как режиссеры – разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскими фигурками, пальчиковый театр.

Игра-драматизация ставит перед ребенком немало важных задач. Дети должны при небольшой помощи со стороны взрослого организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, осуществлять подготовительные действия; уметь пригласить зрителей и показать им спектакль.

Таким образом, современные технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Дидактическое средство обучения в технологии «Лэпбук  «Театр»Дидактическое средство обучения в технологии «Лэпбук  «Театр» «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот кто любит театр по настоящему всегда уносит из него запас мудрости.

Фотоотчет «Здоровьесберегающие технологии как средство воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни» Я не боюсь еще раз и еще раз повторить: Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Консультация для педагогов «Направления совершенствования процесса обучения в специальной (коррекционной) школе» В настоящее время можно выделить 4 основных направления совершенствования процесса обучения детей с ОВЗ с применением программно-методических.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Использование парашюта как средство совершенствования двигательных способностей, физических качеств детей Слайд 1. Сведения об участнике. Тема опыта работы. Слайд 2. ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей с.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Мини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольниковМини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольников Основная цель музейной педагогики, как инновационной технологии в сфере личностного воспитания детей – это дать возможность обогатить.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии как средство совершенствования процесса коррекционного обучения и воспитания детей с ТНР
Опубликовано: 16 мая 2022 в 08:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии как средство совершенствования процесса коррекционного обучения и воспитания детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Шляндина Маргарита в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД