Ольга Кривомлина
Игровые приёмы в профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Как часто вы слышите жалобы мам на то, что ребенок плохо пишет, путает «хвостики» букв на письме? Ребенок сходу не может показать правую или левую руку. Иногда вы просите помочь своего малыша найти какой-нибудь предмет, который находиться справа или слева от вас, но с другой стороны от него. Вы видите, как ваш ребенок теряется, в выполнении такой длинной и сложной инструкции, скорей всего у вашего ребёнка не сформировано пространственное восприятие. Что же это такое и чем это «грозит» вашему чаду?
Публикация «Игровые приёмы в профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Несформированность пространственного восприятия у ребенка чаще всего приводит к дисграфии. Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма. В нашем МДОУ «Центре развития ребёнка - детский сад №221» мы тоже сталкивались с проблемами несформированности пространственного восприятия. В силу специфики работы в логопедических группах, развитие пространственного восприятия и ориентировки в своём теле наша непосредственная задача. В нашем саду мы провели диагностику пространственного восприятия и конструктивного праксиса у детей 5-6 лет сохранным интеллектом, с заключением: общее недоразвитие речи 2 – 3 уровня и пришли к не утешительным выводам. Большинство детей затруднялись в выполнений, казалось бы, простых заданий: сложить разрезные картинки из двух, из трех, из четырех форм; сложить кубики Кооса. Трудности вызывали также инструкции: покажи правую руку; покажи правую руку, сидящего напротив тебя.
Работа над данной проблемой, началась с изучения литературы. Интересной и важной информации накопилось очень много, и мы попытались объединить опыт и практические задания в единый формат.
Так появилась наша наработка по теме «Игровые приемы в профилактике дисграфии у дошкольников». Проблема дисграфии очень обширная и разносторонняя, поэтому мы сузили круг вопросов. Решили сосредоточиться на уточнении пространственного восприятия и ориентировки в своём теле.
Для лучшего усвоения материала была разработана тетрадь для индивидуальных занятий. Занимались мы с детьми три раза в неделю, на логопедических занятиях. Работа в тетради была рассчитана на десять занятий. Перед началом занятий была проведена диагностика пространственного восприятия и конструктивного праксиса. Для диагностики использовались кубики Кооса, разрезные картинки, инструкции для дифференциации пространственных понятий и ориентировки в собственном теле, теле напротив сидящего, пальчиковый тест Гольдштейна – Шифера.
Развитие и уточнение пространственно - временных представлений важный этап овладения навыками письма. Последовательность во времени звуков и слогов, составляющих слово, а также временная последовательность слов, составляющих фразу, в письме находит отражение в соответствующей пространственной последовательности букв, слогов, слов, располагающихся на строках тетради при записи. Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для развития звуко-слогового и морфемного анализа слов.
Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве.
Ребята выполняли задания в тетради, направленные на определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве и уточнений пространственных взаимоотношений, схемы тела, стоящего напротив, уточнении последовательности предметного ряда, последовательности числового ряда, графическое обозначение направлений. (Подними свою «главную» руку, подними другую руку, назови её. Покажи левую бровь, правое колено. Постепенно задания усложнялись. - Закрой правой рукой левый глаз. Дотронься левой рукой правого ухо, а правой рукой носа. Затем, по хлопку логопеда меняем руки. Стоя в колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади. Стоя в шеренги, назвать стоящего слева, справа.) Далее учащиеся тренируются в определении последовательности предметов или их изображений (ряда предметных картинок, изображающих овощи, фрукты, животных, и т. д., а также графических знаков. Такие задания способствуют тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.
Далее можно осваивать более сложные задания. Такие как вычленение одного предмета из ряда однородных предметов, изображений, графических знаков. (Найти, и раскрась морковь в ряду овощей, состоящих из 5 или 6 предметов. С каждым разом увеличивая число предметов. Усложняя задания для детей можно проводить зрительные диктанты, предлагая сначала рассмотреть образец (ряд фигур, трафаретов или изображений предметов, а потом выложить по памяти этот ряд из раздаточного материала). Упражнения такой направленности создают предпосылки для развития позиционного анализа звуков в составе слова. Уточнение временных представлений детей предполагает уточнение и активизацию соответствующего словарного запаса. А также пропедевтики усвоения времен глагола.
Проведя повторное обследование пространственного восприятия и конструктивного праксиса после занятий, мы пришли к выводу о том, что наши труды не прошли в пустую. Значительно улучшились показатели пространственных представлений и конструктивного праксиса.