Татьяна Пинчук
Игровой стретчинг как инновационная педагогическая технология, способствующая повышению интереса к занятиям физкультуры
▼ Скачать + Заказать документы
«Растяжки сопутствуют нам всю жизнь. Рождение - это растяжка. Глубокий вдох, улыбка, любое движение тела - растяжка. Растяжки - это гибкость, гибкость - это молодость, молодость - это здоровье, активность, хорошее настроение, раскрепощённость, уверенность в себе. "
Е. И. Зуев
В период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе - создание прочного фундамента здоровья.
В то же время во всех программах обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях ведущим является тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности. Таким образом, основополагающим принципом работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 21 «Загоряночка» городского округа Щёлково является единство интеллектуальной и физической культуры будущего поколения, постоянное совершенствование знаний руководителей учреждений и инструкторов по физической культуре.
Осознание большой ответственности за здоровье детей даёт стимул к овладению новыми методиками и технологиями в направлении оздоровительной работы. Необходимо создать условия для устойчивого интереса к занятиям по физической культуре, а для этого необходимо вызвать положительный эмоциональный настрой в процессе двигательной деятельности. Чем активнее идёт вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое, умственное развитие, крепче здоровье.
Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?
Для этого необходимо в традиционную программу внедрять инновационные технологии. Одной из таких технологий являются занятия игровым стретчингом.
Стретчингом называется метод, с помощью которого можно легко и эффективно развить подвижность мышц тела, суставов. Занятия, построенные по методике стретчинга, включают комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определённых групп мышц. [2, с 131].
Игровой стретчинг является одним из значимых средств оздоровления детей и профилактики различных заболеваний.
Цель обучения игровым стретчингом заключается в том, чтобы добиться увеличения природной гибкости, подвижности суставов и эластичности мышц.
Задачи:
- обучать детей технике имитационно – подражательных движений;
- развивать функции равновесия, вестибулярного аппарата, гибкости и пластичности;
- укреплять мышц спины, рук, ног и плечевого пояса;
- формировать творческое мышление при выполнении движений;
Актуальность же применения в своей деятельности игрового стретчинга востребована временем. Ведь с ХХI веком в нашу жизнь стремительно вошли новые методы и технологии, которые далеко не всегда положительно сказываются на здоровье детей. Привычными стали тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. Результаты специальных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте катастрофически уменьшается число здоровых детей: 10% составляют практически здоровые дети (с 1 гр. здоровья, физиологическая незрелость наблюдается у 60%, функциональные отклонения – у 70%, хронические заболевания – у 50% [1, с 5]. Особую тревогу вызывает физическая подготовленность детей дошкольного возраста, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. В этот период ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью.
Анализ данных проведенного в нашем ДОУ в 2020-2021 учебном году медицинского исследования показал, что 17 % детей дошкольного возраста уже имеют нарушения ОДА (опорно-двигательный аппарат).
Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями.
Бишаева А. А. в своём учебном пособии для учреждений начального и среднего профессионального образования «Физическая культура» высказывает мысль о том, что «основная задача профилактики и коррекции нарушений ОДА состоит в целенаправленных занятиях разнообразными видами двигательной активности: гимнастика, стретчинг, произвольное и непроизвольное растягивание, элементы восточных видов гимнастики, плавание, массаж. И чем раньше, в возрастном плане, приступить к коррекции ОДА, тем быстрее будут достигнуты результаты.» [2, с 12].
Упражнения методики А. И. Константиновой возникли на базе упражнений лечебной физкультуры. Многие упражнения стретчинга сходны с упражнениями ЛФК, но упражнения стретчинга отличаются своим выполнением: игровым характером, введением элементарных, доступных детям навыков концентрации и релаксации, дыхательных упражнений, их назвали системой игрового стретчинга. Упражнения на растягивания мышц применяются в системе массажа, самомассажа, в лечебной физкультуре, особенно для коррекции двигательных расстройств, нарушение мышечного тонуса. Популярны упражнения стретчинга и как средство достижения релаксации. Эти упражнения доступны всем. Для их выполнения не требуется специальные снаряды, большие залы, материальные расходы.
Занятия игровым стретчингом проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят 8 – 9 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают разных животных и выполняют упражнения в сопровождении определенных отрывков музыкальных произведений из классической и народной музыки.
Упражнения направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Кроме этого, развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность.
Стретчинг основан на растяжках, предназначенных для увеличения и сохранения длины мышц.
Сочетание динамических и статичных физических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является лучшим методом тренировки для выработки силы, выносливости, координации движений.
Статичные упражнения стретчинга вызывают не только воздействие на глубинные мышцы организма, но также нормализуют и усиливают защитные функции организма, в том числе свертываемость крови, количество лейкоцитов, желудочную кислотность, работу кишечника и т. д. Все это связано с изменением корковых процессов в связи с возникновением в коре головного мозга области двигательного анализатора очага возбуждения, поддерживаемого, с одной стороны, формированием волевых импульсов, с возбуждениями, приходящими от работающих мышц.
Переход от мышечных упражнений к расслаблениям позволяют в короткое время нормализовать все функции организма, приобрести активное рабочее настроение. Форма и последовательность упражнений таковы, что если данная группа мышц недостаточно развита, упражнения попросту невозможно выполнить, т. е. само тело регулирует уровень нагрузки.
Ежедневное проведение стретчинг-упражнений и включение их во все физкультурно – оздоровительные формы работы в дошкольном учреждении, приводит к общему укреплению, развитию организма. Утренняя гимнастика с элементами «игрового» стретчинга создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся.
Как правило, утренняя гимнастика начинается с ходьбы, которая воздействует на все мышечные группы, постепенно вовлекая в работу все системы организма, но при этом нагрузка на него незначительна. Для того чтобы разогреть стопу, повысить ее гибкость, включается ходьба разными способами.
Начиная рассказывать игру-сказку, можно одновременно разыгрывать ее. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которые вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая творческие способности.
Приведу пример некоторых упражнений для тренировки равновесия, которые можно применять в своей работе.
Терапевтический эффект: Регулируют работу вестибулярного аппарата, развивают координацию движения тела, грациозность, ловкость.
АИСТ
И. п. : стать прямо, ноги вместе, руки опущены.
1. стать на одной прямой ноге, согнутую в колени другую ногу разместить стопой на внутренней стороне колена прямой ноги, руки развести в стороны или поставить на пояс, стоять по возможности дольше.
2. вернуться в и. п.
3.4. повторить то же с другой ногой.
ПЕТУШОК
И. п. : стать прямо, ноги вместе, руки опущены.
1. поднять левую, согнув её в колене назад, и взять сзади левой рукой стопу левой ноги, правую руку поднять вверх, ладонью вперёд, голова поднята. Задержаться нужное время.
2. вернуться в и. п.
3.4. повторить то же с другой ногой.
Ласточка
И. п. : стать прямо, ноги вместе, руки разведены в стороны, ладонями вниз.
1. стоя на одной ноге, не сгибая её, перевести тело и вторую ногу (нога прямая с оттянутым носком) в горизонтальное положение, руки прямые, голова вперёд, вверх. Задержаться нужное время.
2. вернуться в и. п.
3.4. повторить то же с другой ногой.
ЦАПЛЯ
И. п. : стать прямо, ноги вместе, руки на поясе.
1. поднять согнутую в колене ногу, носок сильно вытянуть, прикоснуться им к колену, бедро параллельно полу. Задержаться нужное время.
2. вернуться в и. п.
3.4. повторить то же с другой ногой.
ОРЁЛ
И. п. : стать прямо, руки вдоль тела.
1. поднять правую ногу и «заплести» её вокруг левой так, чтобы пальцы правой ноги были на икроножной мышце левой, поднять руки на уровень груди и переплести предплечье, ладони во внутрь. Задержаться нужное время.
2. вернуться в и. п.
3.4. повторить то же с другой ногой.
КРЫЛО
И. п. : стать прямо, ноги вместе, руки опущены.
1. поднять прямую ногу вверх, до горизонтального положения, правой рукой (при выполнении движения правой ногой) взять за пальцы правой ноги, левая нога не сгибается. Задержаться нужное время.
2. вернуться в и. п.
3.4. повторить то же с другой ногой и рукой.
Использование нетрадиционных средств и методов оздоровительной направленности, оказывают положительное влияние на здоровье учащихся, позволяют не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и вывести на качественно новый уровень раскрытие потенциальных способностей дошкольника.
Список литературы:
1. М. А. Рунова «Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет» М. Просвещение 2005 – с. 141
2. Бишаева А. А. «Физическая культура: учебник для учреждений нач. и спец. проф. образования» 4-е изд. ,стер-М. : Издательский центр «Академия», 2012.-304 с.
3. Т. И. Барышникова «Азбука хореографии» Ральф М., 2008 год.
4. А. И. Константинова «Игровой стретчинг», издательство «Санкт - Петербург»., 2003 год.
5. Назарова А. Г. Игровой стретчинг: Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – СПБ, 2005
6. Назарова А. Г. Сюжетно- ролевые игры :Приложение к методике игрового стретчинга. Первый год обучения. – СПБ, 2005
7. Назарова А. Г. Сюжетно- ролевые игры :Приложение к методике игрового стретчинга. Второй год обучения. – СПБ, 2005