Венера Флюсовна
Игровой самомассаж
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой самомассаж
По определению древнегреческого философа Аристотеля рука – это «инструмент инструментов». Имея разные инструменты, скульптор лепит из глины, пластилина или гипса руками; живописец в ответственный момент отбрасывает кисть и растирает краску на холсте пальцем. Более совершенного инструмента, чем руки, в природе не существует. Все мы знаем закономерность, установленную учё ными всего мира: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Статистические данные последних лет показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 60 %. Однако развивая руку ребёнка, мы забываем, что стопа и пальцы ног обладают теми же нервными окончаниями, разрабатывая которые, мы сможем стимулировать скрытые потенциальные возможности ребёнка. В своей работе я использую игровой самомассаж.
Публикация «Игровой самомассаж» размещена в разделах
Игровой самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также в мышцах и суставов.
Цель: Укреплять и сохранять здоровье детей дошкольного возраста посредством организации игрового самомассажа.
Использование самомассажа с детьми дошкольного возраста, решает ряд задач.
Задачи:
• Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.
• Обучать элементам массажа.
• Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей.
• Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
• Развивать интеллектуальные функции.
• Развивать двигательную память.
• Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.
• Формировать сознательное стремление к здоровью
• Развивать навыки оздоровления
• Поднять общий тонус детского организма и улучшить кровообращение.
При проведении самомассажа необходимо придерживаться следующих правил:
• Выполнять самомассаж следует чистыми руками.
• Массажные движения не должны причинять боль, а после массажных движений должно появиться ощущение тепла, расслабленности.
• Нужно обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.
Приемы самомассажа :
• надавливание
• поглаживание
• постукивание
• разминание
• растирание
• прищипывание
Игровой самомассаж мы можем использовать, как на занятиях, так и режимных моментах, в сюжетно – ролевых играх, на прогулке. Чтобы занятия проходили весело можно читать стихи, петь песенки.
Материал для самомассажа должен быть разнообразный. Для самомассажа я использую :
• Природный материал
• Шестигранный карандаш
• Массажные мячики
• Шарики-шалуны
• Бумагу
1. Пальчиковая гимнастика с элементами самомассажа
Подставляй ладошку – вытягиваем руки ладонью вперёд
Расскажу про кошку. – гладят ладонь другой рукой
Будем пальчики считать? – шевелят пальцами
Будем пальчики считать. - сжимают пальцы в руках и разжимают;
Раз, два, три, четыре, пять. – поочередно загибают пальцы на руке.
Вот кулак, - сжаты пальцы в кулак
А вот ладошка. - разжимают их.
На ладошку села кошка. – ставят на ладонь пальцы второй руки.
И крадётся потихоньку – пробегают пальчики по руке до плеча
И крадётся потихоньку –
Видно, мышка там живет. прячут кисть другой руки по мышку.
2. Приведу наглядный пример, как проводится пальчиковая гимнастика с помощью массажного мяча.
• Я мячом круги катаю
Взад вперёд его гоняю
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки
Я сожму его немножко,
Так сжимает лапу кошка.
Каждым пальчиком прижму
и другой рукой начну.
То же и с другой рукой.
• Игровой самомассаж ладошек шишками под песню Е. Железновой «Ходит ёжик»
Упражнения для ног (выполняются сидя на стульчике)
Снять с ног обувь. Мячик положить на пол. Одну ногу положить сверху мячика. Другая нога стоит плотно на полу. Сесть ровно, спину прижать к спинке стульчика. Катать мячик ногой вперед-назад, не торопясь. Затем, то же движение выполняется другой ногой.
Примечание. Это упражнение можно выполнять двумя ногами, катая мячик поочередно, либо обеими ногами одновременно.
3. Самомассаж с шарами -шалунами
Воздушные шары с наполнителем (фасоль, песок, мука, соль, камушки) способствуют развитию тактильных ощущений, стимулируют нервные окончания.
«Эти шарики берем - ими ручки разомнем.
Каждый шарик не простой - этот с солью, с рисом тот.
Меж ладошками кладем, им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем- свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу, перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять - нам пора и отдыхать!»
4. Самомассаж с карандашом
Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев.
«Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!»
«Карандаш бежит вперед,
А потом – наоборот.
Эй, ребята, не зевайте:
Карандашик не роняйте!»
5. Самомассаж с бумагой
Руки массируются шариками разного диаметра из жёсткой мятой бумаги.
Бумажный массаж интенсивно воздействует на кончики пальцев, стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Руки массируются шариками разного диаметра из жёсткой мятой бумаги.
«1, 2, 3, 4, 5!
Мы бумажку будем мять!
Мы бумажку будем мять!
Свои ручки развивать!
В ручку правую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
Левой ручке отдаём.
В ручку левую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
И на стол быстрей кладём".
6. Массаж ушных раковин
Самомассаж ушей - дети трут свои ладони, соединив их вместе, 4-6 раз. Дергают оба ушка за верхние края вверх. За мочки вниз, за середину назад по 4-6 раз Большим и указательным пальцами гладят и разминают завитки ушей по 1-2 раза. Кончиком указательного пальца круговыми движениями 2-4 раза массируют внутреннюю часть ушной раковины. разогревают трением ладошки и массируют ушные раковины вперёд- назад 2-4 раза, при движении вперед заворачивают ушную раковину.
Ушки на макушке
(выполняем движения по тексту)
Взяли ушки мы за мочки,
вниз потянем их,
А теперь потрем немножко
раз, два, три.
Взяли ушки за макушки,
вверх потянем их.
Вниз по ушкам побежали,
хорошенько все размяли.
7. Самомассаж с использованием природного материала:
• Комплекс упражнений для самомассажа рук.
Шишки в руки мы возьмём
И тихонечко сожмём.
Рука левая сжимает,
Правая ей помогает.
(Шишки лежат на ладошках обеих рук. Сначала дети выполняют лёгкое сжатие шишек пальцами рук одновременно, потом попеременно).
Мы теперь ладошки греем.
Растираем их быстрее!
Шишка ручкам помогает
И ладошки согревает!
(Шишка лежит между ладошками, пальцы прижаты друг к другу. Дети выполняют перетирающие движения, катая шишку вперёд – назад, темп и нажим постепенно увеличивают.)
• Игра «Передай и не урони»(дети стоят в кругу с мячом в руке и под музыку начинают передавать свою шишку соседу, когда музыка меняется они начинают выполнять перетирающие движения шишкой).
8. Самомасаж по песню «У жирафа пятна пятна».