Юлия Федорова
Конспект игрового занятия для школьников «Ценности жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности.
Задачи:
1. Сформулировать собственные жизненные ценности.
2. Объяснить, как эти ценности влияют на вашу жизнь.
3. Задуматься о важности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценностей.
Целевая аудитория: несовершеннолетние в возрасте 10-16 лет.
Ожидаемый результат: воспитанники закрепят знания о человеческих ценностях, особенно важных и необходимых.
Публикация «Конспект игрового занятия для школьников „Ценности жизни“» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Используемый материал: по 10 жетонов для каждого участника, карточки с названиями ценностей, CD – проектор, ноутбук, слайд-шоу презентация “Жизненные ценности”.
План занятия :
1. Приветствие: упражнение «Здравствуй, сегодня ты…»
2. Вводная часть: просмотр видиоролика,
3. Основная часть: игра «На что потратить свою жизнь»
4. Заключительная часть: беседа «Ценности жизни»
5. Подведение итогов.
6. Рефлексия: упражнение «Пожелание»
“Без ценностей человек уносится потоком,
как дерево в бушующих водах моря”
О. Винсент Думинуко (итальянский философ)
1. Приветствие: Упражнение «Здравствуй, сегодня ты…»
Воспитанники сидят в кругу. Ведущий держит в руках предмет (мяч, шарф, яблоко).
- Сейчас я предлагаю поздороваться друг с другом. Но, здороваться мы будем не просто так, а следующим образом. Вы видите у меня в руках мяч. Сейчас мы будем перебрасывать его друг другу. При этом надо будут поздороваться с тем, кому мы бросаем этот мячик, назвать его имя и отметить, то необычное и интересное, что вы в нем сегодня заметили, может что – то изменилось в его внешности, или одежде, или в поведении?
- Ваше обращение обязательно должно начинаться словами: «Здравствуй…., сегодня ты…». Например: «Здравствуй Даша. Сегодня у тебя красивая прическа. Это тебе очень идет».
2. Вводная часть: просмотр видеоролика «Наши жизненные ориентиры. На что потратить эту жизнь?»
Беседа по ролику:
- Вам понравился ролик?
- Какие чувства он вызывает?
- Сегодня речь пойдет о ценностях нашей жизни. И тема нашего занятия «Ценности жизни».
- Что такое ценности?
Ценность - это важность, значимость, полезность чего либо.
Виды ценности :
здоровье,
свобода,
любовь,
дружба,
семья,
материальная обеспеченность,
благополучие близких,
признание (уважение окружающих, популярность,
интересная работа,
качественное образование,
развлечения, отдых, хобби,
творчество
- На что бы вы променяли свою жизнь?
3. Основная часть: Игра «На что потратить свою жизнь».
Сегодня мы проведем игру, которая называется “На что потратить свою жизнь?” Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос.
Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов, попрошу подписать их. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!
(Раздайте каждому учащимся жетоны. Заранее заготовьте достаточное количество карточек с названиями ценностей.)
Правила игры: Слайд.
1. Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: “потратить” жетоны или “сэкономить”.
2. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.
3. Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.
4. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”.
5. Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.
Готовы?
Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей :
1. Слайд
а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)
б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)
Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?
(Покажите классу слайды с названиями двух первых “товаров”. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)
2. Слайд
а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)
б) Полная гарантия того, что девушка (юноша, на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж, действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем). (2 жетона)
3. Слайд
а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)
б) Один настоящий друг. (2 жетона)
4. Слайд
а) Хорошее образование. (2 жетона)
б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)
5. Слайд
а) Здоровая семья. (2 жетона)
б) Всемирная слава. (3 жетона)
Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона.
6. Слайд
а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)
б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)
7. Слайд
а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)
б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)
Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.
8. Слайд
а) Чистая совесть. (2 жетона)
б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)
9. Слайд
а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)
б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)
10. Слайд
а) Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)
б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)
Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.
Обсуждение игры
Я предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:
1. Какой покупкой вы более всего довольны?
2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”
(Вероятнее всего, вы услышите от ребят следующие предложения: “Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться”; “Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже”; “Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов”. Спросите учащихся, не считают ли они, что игра от этого станет более интересной. Помогите учащимся увидеть связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например, ты отдал жетон за изменение внешности - значит, ты придаешь большое значение тому, что думают о тебе окружающие. Если предпочел быть довольным собой - значит, больше ценишь свое мнение о себе.)
Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.
Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.
4. Заключительная часть занятия
Ребята, вспомните, какие “ценные вещи” вы выбрали сегодня из предложенных в ходе игры. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать: “Я отдал жизнь недаром : я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно”. Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил жизнь совсем не на то. Некто пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали: “Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее”.
И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни! Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном: не продавайте свою жизнь дешево. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!
5. Подведение итогов
1. Что вы узнали о своих жизненных ценностях благодаря игре?
2. Что, по-вашему, люди ценят из того, что для вас не представляет интерес?
3. Какие из ваших ценностей, на ваш взгляд, не являются ценностями для других?
4. В чем больше всего проявляется влияние ценностей на жизнь человека?
(В иерархии ценностей, т. е. в порядке их распределения по важности. Например, каждый из нас в той или иной степени ценит свободу. Если, однако, “жизнь в мире и согласии с окружающим” для вас важнее, чем свобода, вы согласитесь на рабство (на потерю свободы, лишь бы обрести мир и согласие. Иными словами, именно приоритет той или иной ценности по отношению к другим сильнее всего влияет на нашу жизнь и на жизнь окружающих.)
6. Рефлексия: Упражнение «Пожелание» : воспитанники пишут на листах бумаги какое-либо пожелание и кладут их в центр комнаты. Когда все участники напишут свои пожелания, они встают в круг любуются множеством пожеланий. Затем каждый вынимает по одному пожеланию, и таким образом получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.
Используемая литература
1. Хаткевич О. А. Переходный возраст. – Минск: Изд. ООО “Красико - принт”, 2003
2. И. С. Артюхова. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – Москва: Изд. “Первое сентября”, 2003